Алексей Панкин
Главный редактор, журнал "Стратегии и практика издательского бизнеса”
После провала антигорбачевского заговора 19-21 августа 1991 демократический Запад имел возможность «на радость» гражданам СССР установить протекторат над нашей страной и провести у нас радикальные реформы сопоставимые с теми, что он предпринял в Западной Германии и Японии после Второй мировой войны. Двадцать один год спустя, в августе 2012, Запад теряет остатки морального и политического капитала в России, борясь за право гадить в церкви для панк-группы, чье название переводится на русский презрительно: «Прошмандовки».
Осенью 1991 года я много перемещался по стране и мог наблюдать разницу в восприятии послепутчевой ситуации в столице и в провинции. Москва жила в эйфории от обретенной безграничной свободы. По первой программе Центрального телевидения, возглавленного демократами, крутили издевательски-пародийную запись государственного гимна СССР в исполнении полутора десятков популярных рок- и поп-музыкантов. Провинция смотрела на это с брезгливым недоумением и мечтала о сильной и предсказуемой центральной власти, стремительно теряя веру в то, что такую власть способен установить Ельцин.
Поразительно, однако, что и в либеральной Москве, и на консервативной Кубани огромное количество людей и на разных уровнях власти, и в частном бизнесе, да и среди простых горожан и станичников искренне надеялись, что ответственность за нас возьмут на себя Вашингтон и Берлин. «Центр не исчез. Он переместился за границу», - написал я тогда статью, которую тут же перепечатала «Файненшл таймс». Иначе говоря, «Запад» в те месяцы воспринимался в СССР как чуть ли не единственная легитимная власть, причем не внешняя, а внутренняя.
Конечно, это было иллюзией, как и многие другие «перестроечные» иллюзии, возможные только на почве полного отсутствия знания о предмете. Мудрый Джордж Буш-старший, вон, разгромив Саддама Хусейна во время «Бури в пустыне» зимой 1991 года, не стал оккупировать Ирак, потому что не хотел нести ответственность за управление небольшой страной. А тут целый СССР.
Но одну полезную роль для нашей страны Запад с его авторитетом все же мог сыграть: быть независимым арбитром в конфликтах. Увы, Запад с ней не справился. Он в этих конфликтах все время поддерживал неправую сторону. То воспевал молодых реформаторов с их катастрофически неподходящими для нас реформами, то Ельцина в кровавом конфликте с Верховным Советом. Легитимация откровенно жульнических выборов 1996 года по сути вывела Запад и числа значимых участников нашего внутриполитического процесса.
Весь период правления Путина – это непрерывная череда пропагандистских кампаний западных СМИ, неправительственных организаций и американских конгрессменов против популярного у россиян президента. От приписывания Путину личной ответственности за гибель «Курска», до обвинений в убийстве Александра Литвиненко.
Ну, а нынешний всемирный шум вокруг «Прошмандовок» - это уже такой фарс, что становится не только противно, но и смешно. И возникают подозрения то ли в коллективном слабоумии, то ли в тотальной продажности западных демократий.
«Такой вселенский вой по поводу "бешеных женских гениталий" можно было поднять только с помощью гигантских пиаровских вложений. Теперь даже такие столпы свободной прессы как «Нью-Йорк таймс» и «Лос-Анджелес таймс» сравнивают пусек с Сахаровым и Солженицыным, а Путина со Сталиным», - написал Эдуард Лозанский, президент Американского университета в Москве и советский диссидент с более чем бурной антисоветской биографией. И смех, и грех – сквозь многовековую западную демократическую традицию просвечивает хитроватая рожица Бориса Абрамовича Березовского.
Что же касается самих «Прошмандовок», то их просто метафизическим образом настигло возмездие за то, что их старшие товарищи 21 год назад публично издевались над государственными символами своей Родины. Это я вам как атеист и антиклерикал говорю.