Коммерсант
Коммерсант/Новости
Завершившийся во Владивостоке 9 сентября саммит организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в силу ряда обстоятельств оказался для России неожиданно удачным. Неизвестно, рассчитывали ли российские власти на основные достижения саммита: еще полгода назад АТЭС как "мягкая альтернатива" ВТО и партнерству с ЕС, усиление экономических контактов с Японией, готовность Китая поддерживать финансово-политические инициативы России в повестке явно не значились. "Развороту на восток" экономики РФ, как выяснилось, никто в мире препятствовать не собирается.
Сама по себе повестка 20-го делового саммита АТЭС 7-9 сентября, определившаяся еще полгода назад, не предполагала, что серия встреч во Владивостоке может превратиться во что-то действительно значимое. Напомним, АТЭС создана в 1989 году по инициативе Австралии как неформальный клуб стран, имеющих выход к Тихому океану (сейчас это правило де-факто отменено) и ориентированных на создание в регионе зоны свободной торговли. В РФ же, вступившей в АТЭС в 1998 году, исходно рассматривали саммит АТЭС во Владивостоке как внешнеполитическое мероприятие -- во многом вопреки смыслу этого объединения, которое в официальных документах позиционирует себя как альянс не "государств" или "стран", а исключительно "экономик".
Характер саммита изменили сразу несколько обстоятельств. Первое -- развитие в 2010-2011 годах финансового кризиса, который к 2012 году трансформировался в угрозу экономикам не входящего в АТЭС Евросоюза. Второе -- присоединение России к ВТО с лета 2012 года: АТЭС рассматривается и как "тихоокеанский клуб" внутри нее. Третье -- возросший в связи с кризисом интерес КНР и стран Юго-Восточной Азии к "мультивалютной" мировой торговле, которая к 2012 году уже выглядит как альтернатива паре доллар-евро. Наконец, резкие перемены в 2010-2012 годах на мировом газовом рынке и растущая неопределенность позиции России на мировом рынке газа также делали саммит во Владивостоке все более и более интересным для всего мира в течение последних месяцев -- и именно как встреча глав государств АТЭС по экономическим вопросам.
Финальный "подготовительный аккорд" к АТЭС-2012 был дан за сутки до открытия саммита совершенно неожиданно -- Европейский центральный банк 6 сентября объявил о неограниченном выкупе госдолга проблемных стран ЕС. В среднесрочной перспективе азиатские экономики АТЭС, более инвестиционно привлекательные в сравнении с ЕС, могут стать "акцепторами" новой ликвидности, которая появится на мировом финансовом рынке в результате "спасения Европы". Это могло бы стать главной темой обсуждений руководителей стран АТЭС во Владивостоке: лучшего момента для такого рода дискуссий придумать невозможно, несмотря на заранее объявленное отсутствие на встрече президента США Барака Обамы (госсекретарь США Хиллари Клинтон прилетела во Владивосток 8 сентября, уже после ключевых двусторонних встреч).
Из опубликованных 9 сентября коммюнике встречи во Владивостоке понятно, что АТЭС сработала именно как экономическое объединение. Крупнейшее достижение саммита -- взятые на себя участниками обязательства до 2015 года воздерживаться от роста защитных импортных пошлин и согласование списка 54 экологических товаров, по которым импортные пошлины в течение трех лет предполагается снизить до 5% (сейчас они достигают 25-30%). В основном речь идет об энергетическом оборудовании и комплектующих коммунальной инфраструктуры "зеленой" энергетики. В этой сфере с 2010 года очевиден постоянный конфликт ЕС с одной стороны и США с Китаем -- с другой. Так, ЕС летом 2012 года в рамках ВТО начал попытку ограничения импорта из КНР солнечных батарей (после проигрыша европейских производителей китайским этого рынка). При этом приложение С к итоговому коммюнике не ограничивает страны АТЭС в спорах с другими странами в ВТО по этим вопросам. В перспективе список экологических товаров может расширяться: речь, возможно, идет о создании в рамках АТЭС своеобразной "мягкой альтернативы" ВТО -- и, далее, открытии для стран АТЭС возможности играть на противоречиях в ВТО с ЕС.
Итоги саммита для России важны также тем, что во Владивостоке почти не получила развития тема Транстихоокеанского партнерства (ТТП) -- инициированного США в 2009 году возможного соглашения девяти развитых экономик АТЭС по свободной торговле, в которое Россия и КНР шансов войти не имеют. Если на предыдущем саммите АТЭС в Гонолулу председатель КНР Ху Цзиньтао заявлял о принципиальной поддержке страной идеи ТТП, то во Владивостоке тема развития не получила. И в целом на АТЭС-2012 явных противоречий между позициями России и КНР не демонстрировалось, хотя двусторонняя встреча Владимира Путина и Ху Цзиньтао значимых объявленных результатов не дала.
Однако, несмотря на напряженные политические отношения России и Японии из-за Курил, позитивными оказались "японские" итоги саммита АТЭС -- готовность Японии участвовать в российском проекте по экспорту сжиженного газа из РФ "Владивосток СПГ", соглашение между группой ИСТ и Mitsui по железнодорожному транспорту, несколько менее крупных контрактов. Российско-японские переговоры в рамках саммита АТЭС не слишком афишировались -- но по их итогам 9 сентября президент России Владимир Путин объявил о предстоящем визите в Россию премьер-министра Японии Есихико Ноды и обсуждении с ним ключевых проблем в отношениях двух стран. Учитывая крайнюю сдержанность японских инвестиций в РФ, переговоры во Владивостоке для России были бы удачны и только этим.
В чисто политической сфере на АТЭС-2012 во Владивостоке власти России, вероятно, ставку делали именно на Хиллари Клинтон и США. Но здесь ничего непредсказуемого и хотя бы символически важного (если не считать прогноза госсекретаря США о возможной отмене Конгрессом США в сентябре-октябре 2012 года поправки Джексона--Вэника) не произошло. Стороны обменялись мнениями по всем возможным посторонним темам -- от гражданской войны в Сирии до дела Pussy Riot, но не по темам АТЭС. Впрочем, даже у США никаких возражений к азиатско-тихоокеанским планам России обнаружить не удалось.
"Восточный разворот" экономики России -- пока только предположение, связанное преимущественно с гипотетическими перспективами кризиса в ЕС. Хороший фон переговоров 7-9 сентября подтвердил в ходе саммита АТЭС глава "Газпрома" Алексей Миллер, с даже чрезмерным энтузиазмом объявивший: поставки госмонополией газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона "в самые ближайшие годы... превысят объемы поставок в Европу". А Владимир Путин на итоговой пресс-конференции во Владивостоке даже обвинил ЕС в требовании к России продолжать "субсидирование" дешевым газом Восточной Европы. Эта резкость выглядела как иллюстрация к тому, что о "восточном развороте" экономики РФ действительно готовы говорить. Но с другой стороны, успех во Владивостоке -- это и крайне удачное стечение обстоятельств, а реализация полученных бонусов -- более сложная задача, чем удачный саммит АТЭС на острове Русский.