Анастасия Федорова
.
Сенсация прошлой недели: Горбачев, по сути, признал, что его ставка на сотрудничество с США была ошибочной. Признают ли подобные ошибки другие?
Как всегда путаные размышления на эту тему бывшего президента СССР прозвучали в эфире радиостанции «Русская служба новостей». «Я помню, начинал с ними (имеется в виду США и Запад. – Прим. ред.) менять отношения. И трудно даже для наших граждан (понимать политику разрядки. – Прим. ред.). Они считали (граждане, народ. – Прим. ред.), что мы с ними не найдем общего контакта и на них надеяться нельзя. Во многом наши люди правы были, что на них (имеется в виду США, Запад. – Прим. ред.) надеяться нельзя. Но то, что удалось сделать – и с войной покончили (по-видимому, с «холодной войной». – Прим. ред.), и объединение в Европе, тут свобода пришла, объединение Германии, свобода наша внутри и свобода слова, а прежде всего гласность, которые сегодня держит нас». Из этого витиеватого нагромождения слов можно сделать вывод о том, что Горбачев на фоне нынешних событий несколько переосмыслил свой подход к США и Западу в целом.
В частности, он говорит о своем разочаровании Западом, о том, что народ не был согласен с ним, однако он по-прежнему оправдывает свои шаги, которые в конечном итоге разрушили СССР и ослабили Россию, предоставив США дополнительные рычаги воздействия на нашу страну.
Выражая свое мнение по поводу выступления Обамы в Совбезе ООН, где американский президент поставил Россию в один ряд с величайшими вызовами – лихорадкой Эбола и террористами, Горбачев сказал, что «у нас одна главная лихорадка – это Америка, ее претензии на лидерство», на мировую монополию. Характеризуя политику США по отношению к России, он назвал ее бранью, а не политическим диалогом. Тем не менее Горбачев, если попытаться разобраться в его потоке сознания, не избавился от иллюзий в отношении США и продолжает наивно верить в возможность равноправного диалога с американским руководством: «Надо голову не терять, не терять здравый смысл. Мы сильная нация, у нас есть, на что опереться, есть, что сказать, привести к диалогу».
Куда более четко выразил свои мысли в статье в «Независимой газете» другой заметный человек, который также способствовал развалу СССР и ослаблению России – диссидент Эдуард Лозанский, ныне президент Американского университета в Москве. «Уставшие от коммунистического ярма и сделавшие первые глотки свободы при Горбачеве россияне в подавляющем большинстве были готовы принять все эти (западные. – Прим. ред.) ценности и ожидали, что именно Америка поможет воплотить их в жизнь. То, что пришло в Россию на самом деле, было весьма далеко от упомянутых идеалов и мечтаний. Экономика страны пострадала гораздо больше, чем во время Второй мировой войны. Миллионы потеряли работу и сбережения. Свобода ведения бизнеса оказалась свободой рэкета и бандитизма, а проведенную приватизацию некоторые обозреватели окрестили как величайшее ограбление XX века. Разумеется, нельзя во всем этом обвинять только Запад, но нельзя отрицать и то, что как приватизация, так и многие реформы проводились при непосредственном участии огромного количества западных, в основном американских, советников. В знаменитом докладе Конгресса США, опубликованном в сентябре 2000 года и озаглавленном «Дорога России к коррупции» (Russia’s Road to Corruption), детально описывается роль администрации Клинтона, способствовавшей этой масштабной трагедии. Правда, вскоре этот доклад таинственно исчез с сайта Конгресса, но его легко найти по поисковым системам.
На вопрос, почему Америка, несмотря на желание большинства российских граждан, отказалась интегрировать Россию в западные экономические, политические и военные структуры, как она пытается сейчас это сделать с Украиной и Грузией, нет однозначного ответа. Скорее всего, Запад не был заинтересован в возрождении России в качестве мировой державы, а предпочитал ее видеть скорее как сырьевой придаток для своей экономики и рынок для экспорта товаров…
…Бомбежки Сербии, «цветные революции», «арабская весна», нападение на Ирак, Ливию и Сирию без мандата ООН, cотни тысяч жертв, миллионы беженцев, хаос, разруха, появление нового поколения террористов, по сравнению с которыми «Аль-Каида» чуть ли не пример умеренности, – все это, понятно, подрывает имидж Запада. В то же время события в Украине развеяли последние иллюзии о нем как гаранте высшей справедливости в мире».
Лозаннский, так же как и Горбачев, надеется на российско-американский диалог и пишет о том, что политика американского истеблишмента не отражает общественное мнение в США. Действительно, рейтинг американского президента достиг своего минимума за послевоенную историю, а поддержка Конгресса США, который недавно стоя рукоплескал президенту Порошенко, находится на уровне 13 процентов. Однако в отличие от Горбачева, Лозаннский не верит в то, что американская элита намерена и способна переформатироваться с тем, чтобы соответствовать запросам своего народа и чаяниям народов мира. «Это означает, что у западной цивилизации и ее лидера США еще есть шанс вернуть себе уважение народов мира, но только если американский политический ландшафт способен трансформироваться и найти в себе силы кардинально пересмотреть внешнюю политику страны, осознав губительные ошибки администраций Клинтона, Буша и Обамы. Понятно, что шансы на это невелики, но ведь шансы на крушение коммунизма были и того меньше. Так что чудеса случаются». Фактически один из разрушителей СССР говорит, как о возможном чуде, – о крушении нынешней властной системы США, сравнивая такую возможность с крахом коммунистической системы.
В выступлениях этих двух людей в принципе нет ничего особо нового. О трагедии современного западничества откровенно и много лет тому назад сказал великий диссидент и патриот Александр Зиновьев: «Метили в коммунизм, а попали в Россию». Заявления Горбачева и Лозаннского свидетельствуют лишь о том, что в России на повестке дня стоит важнейший вопрос о переоценке основополагающих посылов и установок, на которых зиждилась наша внешняя и внутренняя политика последних десятилетий. Если такие «прорабы перестройки и разрядки» заговорили о вредности «дружбы с Западом» в ущерб национальным интересам, то это о многом говорит.
А между тем у нас не проведено расследование деятельности различных американских фондов и организаций, не дана принципиальная оценка работы высоких чиновников типа бывшего министра иностранных дел Андрея Козырева, который заявил, что у России нет своих национальных интересов. Бывший госсекретарь США Строуб Тэлботт в своих мемуарах написал, что Козырев чувствовал себя комфортно только среди американских друзей, от поддержки которых зависела его карьера. Как свидетельствует Тэлботт, Козырев требовал сфотографировать его с Клинтоном в Овальном кабинете, как ревнивая любовница, настаивая на документальном подтверждении отношений, грозясь обидеться и не полететь в Вашингтон с визитом.
Как пишет бывший Госсекретарь, отвергнутый Госдумой Черномырдин домогался Клинтона, чтобы тот походатайствовал за него перед Ельциным. В это трудно поверить, но именно так, по свидетельству Тэлботта, проходило назначение на немаленький в России пост главы правительства и другие посты в российской иерархии 90-х годов.
В США были осуждены два посланца Конгресса США Хей и Шлейфер (и возможно, одновременно агенты ЦРУ, о которых как-то говорил президент Путин. – Прим. ред.), которые писали для России законы и даже Конституцию. Но их осудили не за разрушение России. Эти два «плохих парня» нецелевым способом использовали деньги, выделенные на «развитие демократии в России». Эти ребята способствовали расцвету коррупции, прямо участвуя в ней и за бесценок скупая российские активы. Однако мало что известно о деятельности других чуть ли не сотен американских советников, которые получили доступ в российские правительственные учреждения типа Комитета по имуществу. Многие из них были агентами ЦРУ, которые по определению не могли насоветовать России ничего полезного.
У нас до сих пор не доведена до конца работа «Временной комиссии Совета Федерации по расследованию причин, обстоятельств и последствий принятия решений Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации от 17 августа 1998 года». Попросту говоря, речь идет о причинах катастрофы и виновниках дефолта 1998 года, который отбросил Россию еще дальше от восстановления ее экономики. А между тем в выводах этой комиссии сказано: «… решения Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации от 17 августа (1998 года. – Прим. ред.) повлекли за собой катастрофические последствия для экономики и финансовой системы России, обесценение доходов и сбережений миллионов людей, нарушения их гражданских прав и в соответствии с обстоятельствами подготовки и принятия этих решений должны были бы рассматриваться как тягчайшие преступления против общества и государства». В докладе комиссии также говорится: «Временная комиссия считает необходимым продолжения расследования обстоятельств принятия решений от 17 августа силами правоохранительных органов в целях выявления возможных фактов использования информации о готовящихся решениях в коммерческих интересах и в ущерб интересам государства, передачи конфиденциальной информации представителям иностранных и российских финансовых организаций, а также уточнения реальных мотивов принятия решений от 17 августа, активного участия в их подготовке А.Б. Чубайса и Е.Т. Гайдара, приглашенных в качестве «экспертов».
Наивно полагать, что развал СССР, грабительская приватизация, дефолт и многие губительные для нашей страны «реформы» – лишь дело рук ЦРУ и других подрывных западных организаций. Без активной помощи наших соотечественников, которые по наивности или сознательно верили и продолжают верить и продвигать западные ценности в России, здесь не обошлось. И без переоценки всего комплекса отношений с Западом, надежд на наше дальнейшее поступательное развитие не существует.