Эдуард Лозанский и Мартин Сифф
Эдуард Лозанский, президент Американского Университета в Москве, профессор МГУ и Национального Исследовательского Ядерного Университета - МИФИ, Мартин Сифф – колумнист медиахолдинга Post-Examiner и старший научный сотрудник Американского университета в Москве
Америка и Европа способствуют созданию военно-политического союза России и Китая
Известно, что иногда отдельные страны и международные альянсы предпринимают непродуманные действия, в конечном счете вредящие им самим. Лавина экономических санкций против России является наглядным примером таких действий. Разумеется, эти санкции способны нанести значительный ущерб российской экономике. Но если западные стратеги рассчитывают спровоцировать ими антипутинскую революцию или Русский майдан, то их ждет глубокое разочарование. На самом деле каждая новая волна санкций лишь укрепляет авторитет Путина у граждан России и в то же время ослабляет и без того незначительное влияние прозападной российской оппозиции.
Однако, пожалуй, главным результатом такой политики будет отнюдь не изоляция России на мировой арене, а ее все более тесное сближение с Китаем, прежде всего в сферах экономики и безопасности. Более того, в настоящее время уже и Индия подает интенсивные сигналы о желании участвовать в этом новом евразийском процессе. Как показали недавние результаты встречи прикаспийских государств, Иран и другие страны этого региона также присоединяются к усилиям России противостоять попыткам Запада глубже внедриться в постсоветское пространство Средней Азии и Кавказа.
Еще один важный фактор на экономическом фронте – это продолжающаяся консолидация стран БРИКС, где Китай и Россия играют главную роль. БРИКС создает новую геоэкономическую ситуацию, при которой Запад уже не сможет, как прежде, диктовать свои условия и правила игры для всего остального мира.
О какой изоляции России можно говорить, если даже многие европейские страны проявляют все большее недовольство политикой санкций, навязываемой им Вашингтоном, не говоря уже об открытой поддержке России странами Азии и Латинской Америки. Тем более что на деле некоторые европейские страны намного больше зависят от России, чем она от них. Миллионы европейских домов обогреваются российским газом, а в самой преуспевающей европейской стране Германии более 300 тыс. хорошо оплачиваемых рабочих мест напрямую зависят от промышленных заказов из России.
Чем больше политика Запада будет набирать антироссийские обороты, тем быстрее будут сближаться региональные и геополитические интересы Москвы и Пекина. Как у России, так и у Китая остается все меньше иллюзий, что у Вашингтона сработают какие-либо сдерживающие инстинкты и он не пересечет все мыслимые и немыслимые красные линии для продвижения своих глобальных интересов.
Для рядовых граждан США главный вопрос состоит в том, насколько такая политика в долгосрочной перспективе отвечает их собственным интересам и интересам их страны. Не нужно быть гениальным стратегом, чтобы понимать, что сближение России и Китая угрожает не только безопасности Америки, но и двум ее важнейшим экономическим целям, таким как создание Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (ТТИП) с Европой и аналогичного Транстихоокеанского партнерства (ТТП) с Азией.
Оба эти проекта должны по замыслу обеспечить колоссальные преимущества для американских компаний, однако создание оси Москва–Пекин и дальнейшее усиление союза стран БРИКС создают новую ситуацию, которая может этим планам помешать.
Многие европейские страны уже не смогут по приказу из Вашингтона игнорировать интересы этих важных игроков, как было в случае принятия антироссийских санкций. Точно так же многим странам Азии нужно будет серьезно взвесить все «за» и «против» ТТП в случае возражений Китая, быстро превращающегося в ведущую экономическую державу мира.
К этому следует добавить большие внутренние проблемы Евросоюза и США. Так, во многих европейских странах высокий уровень безработицы, усугубляющийся ответными российскими санкциями. В то же время не следует забывать, что Госбанк Китая владеет примерно третью всех американских гособлигаций.
Наконец разумно ли игнорировать риски разрушения партнерства США и России по вопросам обеспечения стратегической ядерной безопасности?
Судя по всему, те, кто расставляет фигуры в Вашингтоне на великой геополитической шахматной доске, никак не могут избавиться от иллюзий однополярного мира и продолжают мыслить категориями «конца истории», где ценности западной цивилизации побеждают в любом уголке земного шара и никакие альтернативные общественные системы не имеют права на существование.
Реальная действительность тем не менее такова, что мы живем в мире, населенном 7 млрд человек с различными и часто конкурирующими центрами цивилизации. Этот многополярный мир прекрасно описал знаменитый американский историк и геостратег Сэмюэл Хантингтон, и в этом реальном, а не мифическом неоконовском мире санкции никогда не заставят Россию уступить давлению Запада по проблемам, затрагивающим ее основополагающие интересы.
В результате санкции ударят бумерангом по Западу и вместо желаемой глобализации расколют его на различные и часто противоборствующие торговые и стратегические блоки.
В конечном счете есть большая вероятность, что политика Вашингтона и Брюсселя приведет не к изоляции России, а к изоляции самой Америки, ослаблению ее связей с Европой, а также связей внутри Европейского союза.