Россия-ЕС: энергетические войны или сотрудничество?

Author: us-russia
Comments: 0
Россия-ЕС: энергетические войны или сотрудничество?
Published 1-10-2012, 07:46

Петр Искендеров

Голос России

 

Ареной энергетических войн традиционно становятся конкурирующие проекты по транспортировке энергоресурсов в Европу. Однако нынешняя сложная финансово-экономическая ситуация в мире и в Евросоюзе объективно требует от сторон не взаимных обвинений, а координации усилий в сфере обеспечения энергобезопасности. 

Одна из основных линий противоречий между Россией и ЕС в энергетической области традиционно проходит в вопросе поставок в Европу российских нефти и газа. Исторически страны - члены Евросоюза сильно зависят от российских энергоресурсов. Хотя в среднем доля российского газа на европейском рынке составляет порядка 25-30%, в отдельных странах она значительно выше.

Газпром является ключевым поставщиком газа в Боснию и Герцеговину, Эстонию, Литву, Латвию, Финляндию, Македонию, Молдавию и Словакию. Он поставляет свыше 90% газа, потребляемого в Болгарии, и около 90% - в Венгрии. В Германии российские поставки дают примерно половину потребляемого страной газа. Следом идет Италия, занимающая второе после Германии место по данному показателю в абсолютных величинах. Согласно прогнозу Международного энергетического агентства (IEA), спрос на газ в Европе будет увеличиваться до 2030 года на 1,5% в год.

Однако подобная взаимозависимость в энергетической области парадоксальным образом толкает Евросоюз не к большему взаимодействию с Россией, а к попыткам всячески мешать реализации новых российских энергопроектов. ЕС не только не желает реально сотрудничать с Москвой в данном вопросе, но всячески пытается вывести российскую сторону из игры – причем не только по газу, но и по нефти.

Еще в 2010 году Россия предложила создать консорциум по управлению ключевыми нефтяными маршрутами в регионе Черного и Средиземного морей. Речь шла о том, чтобы координацию поставок нефти по будущим трубопроводам Бургас-Александруполис и Самсун-Джейхан взяла на себя единая международная компания. Это не только повысило бы степень взаимодействия ключевых поставщиков энергоресурсов и их потребителей, но и позволило бы избежать нездоровой конкуренции самих проектов.

Проект сооружения нефтепровода Бургас-Александруполис изначально был рассчитан на поставки до 35 миллионов тонн нефти в год. Труба должна пройти из России по дну Черного моря и далее по территории Болгарии и Греции. Ее сооружение позволит снизить объем транспортировки нефти танкерами через проливы Босфор и Дарданеллы. Нефтепровод Самсун-Джейхан проходит в меридиональном направлении с севера на юг Турции и тоже предусматривает обход черноморских проливов. 

Участниками обоих проектов являются компании России, Италии, Турции, Греции и Болгарии. Интерес к ним проявляют и другие компании, например американская Chevron.

Проекты Самсун-Джейхан и Бургас-Александруполис при надлежащей координации усилий их участников могли бы успешно взаимодействовать. Ведь в обоих случаях российская, казахстанская или азербайджанская нефть начинает свой путь с побережья Черного моря, а заканчивает на Средиземном. Таким образом, контракты, которые заключены в отношении поставок по маршруту Самсун-Джейхан, можно было бы перебрасывать на маршрут Бургас-Александруполис, и наоборот. Это позволило бы снижать издержки – что особенно актуально в нынешней финансовой ситуации, - а также явилось бы дополнительной гарантией надежности поставок, отметил в беседе с "Голосом России" генеральный директор российского Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

"Первоначально Россия разработала проект создания консорциума по строительству нефтепровода Бургас-Александруполис. Этот нефтепровод решает задачу обхода черноморских проливов, но при этом не включает турецкую сторону. А после того, как у России стали активно развиваться отношения именно с Турцией, Москва поставила вопрос о своем вхождении в консорциум по управлению нефтепроводом, проходящим уже через турецкую территорию по маршруту Самсун-Джейхан. А поскольку и начальная, и конечная точки у обоих маршрутов совпадают – речь может идти о координации усилий в реализации обоих проектов, что пойдет на пользу интересам и поставщиков, и потребителей энергоресурсов".

В октябре 2009 года главы правительств Италии, Турции и России подписали в Милане межправительственное соглашение о сотрудничестве в рамках строительства нефтепровода Самсун-Джейхан. Однако с тех пор Евросоюз не только перестал реально поддерживать участие России в обоих проектах, но и посредством давления на участников проекта Бургас-Александруполис всячески пытается заставить их отказаться от сотрудничества с Россией. В первую очередь это касается Болгарии.

Что же касается нынешнего расследования деятельности Газпрома, то изначально было не совсем понятно, какую цель поставила перед собой Еврокомиссия. Если это попытка оказать давление на российскую сторону, то она может иметь обратный эффект. Независимые эксперты уже говорят о том, что в случае углубления противостояния Газпром вполне может развернуть свои газовые потоки с западного на восточное направление, в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, где для него открыты широкие и динамично развивающиеся рынки.

Такой же эффект могут иметь и навязчивые попытки Брюсселя заставить Москву подписать соглашения в рамках Энергетической хартии исключительно на условиях ЕС. Речь идет, по сути, о попытках обеспечить третьей стороне свободный доступ к российским месторождениям и трубопроводам, проходящим через российскую территорию. Это означает для России ни много ни мало утрату суверенитета в энергетической сфере.

Как подчеркнули в Управлении информации ОАО "Газпром", в компании рассчитывают на то, что "в рамках расследования будут надлежащим образом соблюдены наши права и законные интересы, вытекающие как из права ЕС, так и международного права, а также будет принято во внимание, что ОАО "Газпром", учрежденное за пределами юрисдикции ЕС, является компанией, наделенной в соответствии с российским законодательством публично значимыми функциями и статусом стратегической организации, контролируемой государством".

Иными словами, предъявляя сомнительные претензии Газпрому, Евросоюз фактически бросает вызов России. Ни для кого не секрет, чьи интересы он при этом выражает. Бывший советник президента США по национальной безопасности Збигнев Бжезинский подчеркивал, что "крайне важным" компонентом евразийской стратегии Вашингтона являются усилия, направленные "на открытие Средней Азии (несмотря на помехи, создаваемые Россией) для мировой экономики". Эта стратегия призвана не допустить превращения в самостоятельный полюс влияния на энергетическом поле не только России, но и самого Евросоюза.

Еще более откровенно роль энергоресурсов во внешней политике США обрисовал известный американский эксперт Роберт Герберт: "Нефть и финансовые средства – вот две основные темы, которые никогда открыто и публично в США не обсуждались". Однако в интересах ли самих европейцев следовать в энергофарватере США?

"Голос России"

Comments: 0