Эдуард Лозанский
Эдуард Лозанский, президент Американского Университета в Москве, профессор МГУ и Национального Исследовательского Ядерного Университета - МИФИ
Если судить по высказываниям Обамы, иногда это Исламское государство ИГИЛ (ISIS), иногда Иран, но часто в этом качестве он называет и Россию.
По иронии, на прошлой неделе, на тот же вопрос более трети членов республиканской партии отвечали, что главным врагом Америки является ни кто иной, как ее президент Барак Обама.
Последние события на Ближнем Востоке, а также набираюшая обороты президентская избирательная кампания ставит перед республиканцами задачу доказать полный крах внешней политики Обамы, а заодно и значительно уменьшить шансы на победу у наиболее верятного кандидата от демократической партии Хиллари Клинтон.
"Тотальный хаос” – вот в настоящее время наиболее часто употребляемое многими членами Конгресса и СМИопределение нынешней ситуации на Ближнем Востоке.
Кто друг и союзник, а кто враг в этом хаосе не могут точно сказать ни политики, ни генералы, ни даже умудренные военные аналитики. Один из однозначных врагов Америки Иран вольно или невольно помогает ей в борьбе с Исламским государством, но в то же время поддерживает руководтство Сирии и шиитских повстанцев в Йемене, свергнувших про-американского президента Абд Раббо Мансур Хади.
В Сирии Вашингтон поддерживает так называемых "умеренных” боевиков, пытающихся свергнуть президента Башара Ассада, но у этих "умеренных” главную роль играет террористическая организация "Аль-Нусра”, являющаяся подразделением Аль-Кайды. Таким образом, Аль-Кайда из совсем недавнего главного врага Америки превращается чуть ли не в союзника.
Россия является ключевым участником на переговорах по Иранской ядерной проблеме, и на прошлой неделе там был достигнут значительный прогресс. ДажеГосдепартамент США отметил важную роль, которую в этом процессе сыграла Россия. Тем не менее, это заявление проходит на фоне продолжающихся жестких санкций, с помощью которых Обама рассчитывает разрушить российскую экономику и добиться смены ее режима.
Однако эта политика также не достигает своих целей и многие европейские страны уже открыто проявляют свое недовольство, поскольку санкции наносят им значительный ущерб.
Короче, проблемы растут как снежный ком и создается впечатление, что в Вашингтоне начинают проявляться пусть слабые, но все же намеки на грядущие серьезные перемены. Так в Конгрессе, где до последнего времени одна за другой штамповались анти-российские резолюции, на прошлой неделе одна из престижных сенатских аудиторий, в которой проходят слушания лишь по наиболее важным проблемам страны, была отдана в распоряжение американских "диссидентов”, которые в доступной форме объясняли присутствующим всю порочность политики Белого Дома по отношению к России.
Действующий конгрессмен из Калифорнии Дана Рорабахер, кстати бывший спичрайтер Рональда Рейгана, прямо заявил, что вместо того, чтобы нагнетать антироссийскую истерию, Обама должен немедленно приступить к переговорам с Путиным, найти дипломатическое решение украинского кризиза и заключить соглашение о совместных операциях в борьбе с радикальным исламом.
Другие известные политологи, эксперты и журналисты также критиковали политику Белого Дома, отмечая, что эта политика опасна и наносит значительный ущерб самим США, так как может привести к прямому военному столкновению с Россией, не исключающему применение ядерного оружия.
Показательно, что во время недавнего очередного голосования о поставках оружия Украине уже 48 конгрессменов высказались против таких поставок. Раньше против голосовали лишь единицы.
По информации из надежных источников в ближайшее время достаточно влиятельная группа республиканцев предложит свое видение кардинальных перемен во внешней политике США. России будут предложены некоторые компромиссные варианты по урегулированию кризиса на Украине в обмен на поддержку борьбы с террористическими угрозами.
Пока неизвестно, кто из потенциальных кандидатов в президенты решится озвучить эти идеи, так как для этого нужна неординарная смелость, но понятно, что Америка устала от бесконечных войн и тем более никто не хочет войны с Россией.