Американская тушенка, или к 70-летию встречи на Эльбе

Author: us-russia
Comments: 0
Американская тушенка, или к 70-летию встречи на Эльбе
Published 28-04-2015, 06:32

Алексей Борисович Панкин

Алексей Борисович Панкин – член Международной академии телевидения и радио, кандидат исторических наук

«Порк лунхеон меат», - это странное словосочетание я помню с детства. Я часто слышал его от отца, когда он рассказывал о войне, которую подростком провел в эвакуации и в Москве. «Порк лунхеон меат» - это Pork Luncheon Meat, американская тушенка. В школах предвоенной поры немецкий язык был главнее английского в качестве иностранного, и отец произносил это название на немецкий манер.

Про американскую тушенку я слышал и от своих дальневосточных родственников. Баржи, перевозившие американские военные грузы из порта Тикси по реке Лене, время от времени переворачивались. И потом речная волна выносила на берег те самые банки. Благодаря чему военное детство в сибирской глухомани оказалось чуть менее голодным, чем в российской Европе.

Про американскую тушенку вновь я услышал только что от генерала Александра Адгамова, прошедшего всю войну. Еще этот фронтовик вспоминал об американских автомобилях «Студебеккер», аналогов которым советская военная промышленность не производила, и которые очень помогали им воевать. Выступал генерал Адгамов на церемонии посадки Дерева Памяти встрече советских и американских солдат на Эльбе 25 апреля 1945 года.

Алексей ПАНКИН
Ветеран ЦРУ и современный американский инакомыслящий Рэймонд Макговерн декламировал по-русски стихи Николая Некрасова
Фото: Алексей ПАНКИН

Место действия - сквер на пересечении переулков Сивцев Вражек и Староконюшенный в Москве. Организовали праздник Американский университет в Москве во главе со своим неугомонным президентом и частым автором «КП» Эдуардом Лозанским и Международный союз российских соотечественников. Об общем подвиге союзников по антигитлеровской коалиции хорошо говорил представитель посольства США в Москве. Высокопоставленный ветеран ЦРУ и тоже автор «Комсомолки» Рэй Макговерн декламировал по-русски стихи Николая Некрасова:

Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя

Мне жаль не друга, не жены,

Мне жаль не самого героя...

Увы! утешится жена,

И друга лучший друг забудет;

Но где-то есть душа одна -

Она до гроба помнить будет!

Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мир подсмотрел

Святые, искренние слезы -

То слезы бедных матерей!

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей...

Композитор Александр Журбин пел свою песню «Ах, эти тучи в голубом…» из сериала «Московская сага».

А ближе к концу церемонии я отошел покурить за ограду сквера и услышал краем уха разговор двух проходящих мимо подростков. «А что это американские флаги тут делают?», - вопрошали они достаточно недружелюбно.

- Вы знаете, молодые люди, про встречу на Эльбе? Это когда советские солдаты наступали на Германию с востока, а американские с запада. На Эльбе в апреле 1945 года они соединились. Ликование было всеобщим», - поинтересовался я.

- Нет, сказали они, но присоединились к собравшимся и простояли всю церемонию до конца.

Я потом, не умея остановиться даже в трогательную минуту, допрашивал ветеранов Александра Адгамова и Рэя Макговерна относительно того, как может выглядеть компромисс между современной Россией и США, если американцы уже, по существу, оккупировали Украину? И кто тот страшный враг, подобный гитлеровской Германии и милитаристской Японии, который мог бы заставить их заключить союз между собой? Ну, не несчастные же арабы, взбунтовавшиеся на своей территорией под флагом Исламского государства или аль-Каиды?

Алексей ПАНКИН
Генерал Александр Адгамов вспоминал, как ликовали советские и американские воины, сомкнув фронт наступления на гитлеровскую Германию
Фото: Алексей ПАНКИН

Ответа у них не было. Его может и не быть вообще.

Я изъездил США вдоль и поперек с запада на восток и с севера на юг и готов под любой присягой свидетельствовать, что простые американцы замечательно относятся к русским. Но не они определяют политику своей страны. Определяют ее политики, искренне верящие, что Америка – это исключительная нация, имеющая право учить все остальные народы, как жить. Глобальные финансисты, которым нужно, чтобы весь мир действовал по удобным для их спекуляций правилам. Международные чиновники, типа НАТО, которым потребен глобальный враг, чтобы оправдать свое бессмысленное существование. И эта публика не остановится до тех пор, пока либо не выстроит своих главных врагов – Россию и Китай – по своим меркам, либо не получит очень жесткого отпора.

Все так. Но если Порк лунхеон меат» и «Студебекеры» остались в памяти народной, то вечная им слава!

 

Комсомольская Правда

Comments: 0