Евгений Иванов
Russia Beyond the Headlines, The Ivanov Report, эксперт Американского Университета в Москве
Во вторник сенатский комитет по международным делам Конгресса США единогласно дал зеленый свет антироссийскому «закону Магнитского».
Напомним, аудитор Сергей Магнитский сотрудничал с американским инвестиционным фондом Hermitage Capital Management, был обвинен в уводе от налогообложения прибылей организации на сотни миллионов рублей, арестован и умер в 2009 г. в больнице СИЗО «Матросская тишина. Если закон будет принят (а теперь этому может помешать только вето президента Обамы), то Вашингтон официально обнародует уже составленный «черный список» российских чиновников, которых в США считают ответственными за нарушения прав человека. Им запретят въезд в Штаты и заморозят их американские банковские счета, если таковые, конечно, имеются. Законотворчество путем составления списков – это интересная инициатива обычно не склонных к новшествам американских законодателей. Непонятно только, чем они руководствовались. Ведь если бы речь шла о национальных интересах США, списки должны были быть совсем другими. Начать можно было бы со «списка Адама Монтойи», мошенника средней руки, промышлявшего подделкой банковских чеков. Получив за свои деяния двухгодичный срок, Монтойя прибыл отбывать его в тюрьму штата Иллинойс. Вскорости он начал жаловаться на боли в животе. Но тюремщики отказались позвать к Монтойе врача и лишь пичкали его обезболивающим.
Утром 13 ноября 2009 г. Монтойя был найден мертвым в своей камере - вскрытие показало разорванную селезенку. Год назад минюст США отказал родственникам Монтойи в возбуждении угловного дела по факту его смерти. Так почему бы Конгрессу США не составить список чиновников, виновных в смерти Монтойи? Что, судьба рядовой жертвы американского правосудия никого не волнует?
Впрочем, если американских законодателей интересуют только события, происходящие в заморских странах, пусть покорпеют над «списком бен Ладена». Как известно, в течение 6 лет Усама с комфортом проживал в пакистанском городе Абботтабаде. Неужели кто-то поверит, что это было секретом для пакистанских властей? Вопрос только в том, просто ли они закрывали глаза на сей факт или активно «крышевали» организатора терактов 11 сентября. Вот пусть Конгресс и составит список пакистанских чиновников, ответственных за укрывательство лидера «Аль-Каиды». В конце концов, речь идет не о смерти одного человека, как в случае с Магнитским, а о чудовище, виновном в гибели тысяч невинных людей. И уж коль мы говорим о Пакистане, не худо бы добавить сюда и «список Шакила Африди» – пакистанского врача, который, рискуя жизнью, помог ЦРУ найти бен Ладена в Абботтабаде. За это Африди обвинили в Пакистане в госизмене и дали 33 года тюрьмы. А Конгресс даже и не поморщился, глядя, как обращаются с человеком, защищавшим интересы США.
Парадокс? Отнюдь. Просто лоббисты, нанятые Исламабадом, всякий раз убеждают американских законодателей не вмешиваться во внутренние дела Пакистана, чтобы «не сделать хуже». И всякий раз, как это ни странно, такая аргументация срабатывает.
Из всей этой истории Россия должна сделать простой вывод: ей давно пора начать лоббировать свои интересы в США. Можно не сомневаться, что если бы в Америке действовало пророссийскоe лобби, принимать какой-то «закон Магнитского» никому бы даже и в голову не пришло.
"Комсомольская Правда"