У тех, кто пережил тяготы холодной войны, возникает тревожное чувство, что Соединённые Штаты и Россия стремительно скатываются к прямой военной конфронтации. По этой причине важно сделать краткий исторический экскурс в не столь уж далёкое прошлое.
Те, кто был свидетелем судьбоносных перемен в Советском Союзе в конце 1980-х — начале 1990-х (и особенно те, кто способствовал их реализации), хорошо помнят всепоглощающую эйфорию тех времен. Мрачные годы тоталитарного коммунизма отступали в прошлое, и россияне были готовы и стремились присоединиться к великой семье западной цивилизации и разделить её основополагающие ценности – права человека, верховенство права, демократию, свободу, рыночную экономику и другие реальные или воображаемые выгоды, связанные с ними. Это было время, когда сбросившие иго коммунизма россияне охотно принимали подобные идеалы и с полным доверием ожидали, что они воплотятся в жизнь при содействии Запада, и в первую очередь, США.
Но вместо этого экономика России обрушилась сильнее, чем во время Второй мировой войны. Миллионы людей лишились работы и средств к существованию. Свобода экономического процветания вылилась в свободу бандитского капитализма, который стал господствующим экономическим порядком.
Надо сказать, не одни россияне считали, что Запад фактически содействует такому положению дел с помощью своих многочисленных консультантов и чиновников МВФ. Аналогичного мнения придерживались также и многие американцы, в том числе и члены Конгресса, что было убедительно показано в сделанном в 2000 году докладе «Путь России к коррупции», подготовленном по поручению тогдашнего спикера Палаты представителей Денниса Хастерта.
Что касается международной обстановки, то россияне – не только элита, но и рядовые граждане – с изумлением и потрясением наблюдали за методами, используемыми Западом для продвижения своих «ценностей».
Важно помнить, что новые посткоммунистические лидеры России, которые сейчас превозносятся как прозападные и продемократические, из кожи вон лезли, чтобы угодить Америке. Дошло до того, что тогдашний президент РФ Борис Ельцин передал Вашингтону карту расположения электронных жучков в посольстве США в знак дружбы и доверия.
Но Североатлантический альянс, который для сдерживания реальной советской угрозы во время холодной войны насчитывал всего 12 государств-членов, пошёл на расширение, добавив ещё 16 стран (плюс несколько на очереди), чтобы противостоять угрозе, которой уже нет.
Когда Путин пришёл к власти в 2001 году, он продолжил курс Ельцина, предложив Америке большую помощь в борьбе с талибами, чем все союзники по НАТО вместе взятые. Приходит на память, как в ходе регулярно проводимых в то время форумов США-Россия члены Конгресса один за другим хвалили Путина, называя его «своим человеком в Кремле».
Помимо расширения НАТО, особую «признательность» Москве выказали президенты Клинтон, Буш и Обама. Был подвергнут бомбардировкам Белград; в одностороннем порядке расторгнут договор по ПРО; начался крестовый поход по продвижению демократии, сопровождавшийся свержением законно избранных правительств на всём пространстве бывшего Советского Союза путём «цветных» революций. В то же время мир стал свидетелем нападений на Ирак, Ливию, и Сирию. Заполыхала «арабская весна», везде оставляя за собой кровавый след из бесчисленных погибших, хаоса, разрухи, ненависти и раздоров. Конечно, всё это делалось исключительно ради продвижения демократии и западных ценностей.
«Причина, по которой мы продвигаем демократию по всему миру, заключается в том, что демократические страны войн не начинают», – неоднократно заявлял Джордж Буш как до вторжения в Ирак, так и после него. Правда, во время недавних дебатов на Fox News его брат Джеб, наконец-то, признал, что это решение было ошибочным. Сколько ещё придётся ждать, чтобы услышать, что Обама также допустил громадную ошибку в своей политике относительно Ливии и Сирии? Ведь результатом её стали не только огромные страдания и разрушения в этих странах, но и мощный поток африканских и ближневосточных беженцев в Европу, не говоря уж о подъёме ИГИЛ – нового поколения террористов, в сравнении с которыми бледнеет даже Аль-Каида.
Нам говорят, что свержение законного украинского президента и приведение этой страны к ассоциации с ЕС не имело ничего общего с геополитикой, а только лишь с дальнейшим продвижением демократии и западных ценностей. Но в действительности основная идея этой схемы предназначена не только для того, чтобы ослабить российскую экономику, разорвав её тесные коммерческие связи с Украиной, но и «через чёрный вход» привести Украину в НАТО, поскольку большинство украинцев не желают вступления в этот блок.
Украинский кризис может быть решен мгновенно, окажи Вашингтон и Брюссель давление на Киев, чтобы он принял два весьма умеренных требования сепаратистов: федерализацию страны и признание русского языка вторым государственным. Не секрет, например, что Канада представляет собой федерацию с двумя официальными языками, в то время как Швейцария – с четырьмя. Кстати, а не федерация ли сами США? И хотя испанский не является официальным языком де-юре, де-факто он точно выступает таковым.
Однако будем реалистами. Шансы на то, что Вашингтон изменит свою позицию по Украине при нынешней администрации, близки к нулю. Европейские пудели не в счёт, как это справедливо заметили помощник госсекретаря США Виктория Нуланд и вице-президент Джо Байден. А это означает, что вероятность прямого военного столкновения между Америкой и Россией возрастает день ото дня.
Конечно, можно положиться на инопланетян, которые, по словам бывшего астронавта Эдгара Митчелла, шестого человека, ступившего на Луну, придут на Землю, чтобы остановить эту войну.
Но тем не менее остается вопрос: что такое западные ценности и кто их продвигает в наши дни?
Эдуард Лозанский - президент Американского Университета в Москве, профессор МГУ и Национального Исследовательского Ядерного Университета - МИФИ