Проповедь из четырех пунктов для начинающих кандидатов в президенты США о том, как избежать войны и подружиться с Россией
Оригинал статьи был опубликован в RI. Перевод на русский Артема Рыхлова.
Президентская гонка вступает в завершающую стадию длиной в год. К этому времени все кандидаты должны понять, какое видение внешней политики они могут предъявить американскому народу, чтобы получить его голоса.
Одна бесспорная стратегия – бить по Обаме за весь тот бардак, который он оставит после завершения своего президентского срока. Это по-настоящему большой бардак и нет смысла еще раз перечислять все грубые ошибки, совершенные Обамой и его администрацией на протяжении многих лет.
Результаты доступны для всеобщего обозрения. Да, критиковать кого-то всегда проще, чем предлагать альтернативные решения. Еще труднее формулировать цели, к которым вы намерены стремиться после победы. А не просто дурачить избирателей, как политики обычно и делают.
Ради простоты давайте сосредоточимся только на политике США в отношении России. Несомненно, по мнению внешнеполитического истеблишмента Вашингтона, именно Россия - враг США номер один. Даже худший чем международный терроризм. Однако американский народ придерживается другого мнения. Согласно недавнему опросу WSJ/NBC, только 14 % опрошенных назвали Россию «непосредственной» военной угрозой. В то время как 23% считают, что Россия таковой не является. И это несмотря на практически круглосуточный процесс демонизации России и Путина в основных СМИ.
Остальные 60% американцев верят, что Россия может быть потенциальной угрозой в будущем. Но вопрос в опросе не уточняет, чья внешняя политика - России или США - может привести к этому.
Более или менее очевидно, что мы не можем повлиять на политику России. По крайней мере, пока Путин за главного. А эта ситуация может продлиться до 2024 года и нет никакой гарантии, что его преемник будет простаком. Тогда почему бы не попробовать придумать более разумную политику для США? Мы должны сделать это, потому что нынешняя политика очевидно полностью провалилась. А еще потому, что Россия действительно очень важна для безопасности США. По потенциалу ее ядерного оружия и систем его доставки, это единственная сверхдержава, сравнимая с Америкой. Имея право вето в Совете Безопасности ООН, Россия может подорвать влияние США на мировой арене. Есть много других причин, по которым не стоит загонять Россию в геополитический угол, но достаточно и этих двух.
Итак, какова же альтернатива? Ответ найти несложно. Парень, к которому нужно обратиться за советом, хорошо известен. Это никто иной как Авраам Линкольн, человек сказавший: «я уничтожу моих врагов, когда сделаю их своими друзьями».
Видимо Путин знает это выражение лучше Обамы. Ибо он все время повторяет, что хочет быть другом Америки. Так, чтобы две страны могли совместно справиться с глобальными вызовами, включая борьбу с исламским терроризмом.
До сих пор Обама не проявил какой-либо заинтересованности в повторяющихся приглашениях Путина. Но президентская кампания в самом разгаре и сопровождается поисками будущих целей и общего направления развития Америки. Безусловно, будет небесполезно наметить внешнюю политику Америки при следующем президенте. Вот некоторые пункты, своего рода опорные точки, на которых такая политика может покоиться.
Пункт первый: недопущение глобальной войны, она же третья мировая. На протяжении десятилетий миром управлял страх взаимного гарантированного уничтожения в ядерной войне. Но теперь этот полезный страх опасно ослабевает. Ходят разговоры об успешном превентивном ядерном ударе. Это самоубийственный бред. Никто не может быть уверен, что все вражеские МБР будут уничтожены, в особенности МБР подводного базирования. Еще существует в равной степени опасная идея создания непроницаемой противоракетной обороны (ПРО), под защитой которой Америка сможет указывать России как себя вести, а не то будет плохо. Предположим Россия не подчинится диктату США. Как быть тогда? Нам нужно что-то вроде доктрины взаимного гарантированного уничтожения версия 2, чтобы закрыть лазейки первоначальной доктрины взаимного гарантированного уничтожения. Она послужит нам гораздо лучше, если недопущение глобального ядерного противостояния считается первоочередной задачей.
Пункт второй: прекратить экспорт демократии с помощью войн и «цветных революций». Он слишком похож на троцкистский экспорт пролетарской революции или помощь Советов «национал-демократическим революциям» в бывших колониях. И он просто не работает. Опыт Афганистана, Ирака, Ливии, Сирии и Украины дает довольно ужасающие результаты: сотни тысяч убитых и раненых, миллионы беженцев плюс огромный хаос, запустение и разрушенная экономика.
Пункт третий: выбор более скромной роли Америки как мирового лидера. Постоянные разглагольствования о незаменимости своей нации и готовности послать войска в любую точку мира для защиты своих интересов звучат и выглядят довольно жалко. Может кто-нибудь указать на хоть какие-то недавние успехи такой политики? Приносит ли она нам дополнительную безопасность или друзей по всему миру? Нравится ли европейцам слышать матерщину от высокопоставленных чиновников Государственного Департамента или вице-президента Байдена, злорадствующего по поводу выкручивания рук европейцам для введения санкций против России? Даже польские лидеры, которые публично говорят о своей стране как о самом верном друге Америки в Европе, в частных беседах отзываются о нас полным ругательств, самым презрительным и уничижительным языком.
Пункт четвертый: Америке нужно больше профессионализма и меньше лжи, лицемерия и двойных стандартов во внешней политике. Конечно, в десяти заповедях нет ничего против лжи как таковой. Ложь практикуется с незапамятных времен и не только в дипломатии. Но тем не менее разумно было бы держать ее уровень на неизбежном минимуме. Ибо не может быть никакого цивилизованного общения между народами без некоторой меры доверия. И как мир может доверять Америке, когда она проповедует демократические ценности и в то же время дружит не разлей вода с настоящими антиподами демократии, такими как Саудовская Аравия или Катар.
На данный момент есть только два кандидата от Республиканской партии, которые обязуется реализовать по крайней мере некоторые из этих пунктов. Это Дональд Трамп и Рэнд Пол.
Вся остальная толпа хочет продолжать в прежнем духе, если не хуже. Поэтому, было бы довольно наивно полагать, что грядут перемены.
Это на самом деле не более чем мечта и возможность.
Аминь!
Эдуард Лозанский - президент Американского Университета в Москве, профессор МГУ и Национального Исследовательского Ядерного Университета - МИФИ