Published 11-10-2012, 10:39
Сунь Чандун
Корреспондент газеты «Дахуэйбао» в Москве
Продление договора об аренде военной базы обеспечит длительное российское присутствие в регионе. США сокращают военные расходы и продолжают «возвращаться домой». Чаша весов в Центральной Азии постепенно склоняется в сторону России.
В последнее время президент России Владимир Путин довольно часто посещает страны Центральной Азии. 19-20 сентября Путин посетил Кыргызстан. 4-5 октября спецборт Путина снова приземлился в международном аэропорту столицы Таджикистана Душанбе. Оба визита в Центральную Азию практически не привлекли внимание международного сообщества, в то время как они постепенно, но весьма ощутимо меняют сложившийся между мировыми державами баланс сил в Центральноазиатском регионе.
В сообщениях о двух визитах Путина в Центральную Азию мировые СМИ в первую очередь сосредоточили свое внимание на договорах о продлении срока аренды военных баз России в Кыргызстане и Таджикистане. Во время визита в Киргизию Путин вместе с президентом Атамбаевым подписали соглашение об объединенной военной базе России в республике, которое вступит в силу с 2017 года, и договорились о 15-летнем сроке пребывания базы с правом последующего продления на 5 лет. Российская объединенная военная база включает аэропорт, испытательную базу, узел связи и сейсмический пункт. Во время визита в Таджикистан Владимир Путин и президент Эмомали Рахмон подписали соглашение о продлении пребывания российской военной базы 201 на территории республики на 30 лет. Кроме того, Россия имеет право по истечении срока аренды в 2042 году неограниченное количество раз пролонгировать договор еще на 5 лет. Последние два визита Путина в Центральную Азию обеспечили стабильное военное присутствие России в Центральноазиатском регионе на 20-30 лет.
Все течет, все меняется. В то время как Россия обеспечила длительное присутствие своих военных баз в Центральноазиатском регионе, перспективы военного присутствия США в Центральной Азии выглядят довольно мрачно. После теракта 11 сентября США воспользовались случаем и ввели свои военные силы в Центральноазиатский регион, поочередно создали свои военные базы в Узбекистане и Кыргызстане и начали крупномасштабные военные действия в Афганистане.
Международное общественное мнение склонялось к тому, что США с каждым днем будут все больше укреплять свою ведущую позицию в регионе. Однако развитие ситуации в определенном смысле находится за границами человеческого предвидения: в 2005 году Узбекистан выставил американскую военную базу за дверь, а затем, под давлением России, Кыргызстан также потребовал от США вернуться домой. Несмотря на то, что высокая цена аренды позволила США временно сохранить свою военную базу в Манасе, этот вариант также оказался абсолютно ненадежным. Во время совместной пресс-конференции по случаю подписания соглашения о продлении срока аренды российской военной базы в Кыргызстане, президент республики Атамбаев еще раз торжественно заявил, что в 2014 году Киргизия попросит американцев покинуть авиабазу в Манасе. В связи с высокими военными расходами в Афганистане, президент США Барак Обама уже утвердил вывод американских войск из страны.
Россия уже подготовилась к этой ситуации, она руководит и поддерживает безопасность в Центральноазиатском регионе. С одной стороны, США собираются уйти сами или их выгнали из региона, с другой стороны Россия хорошо подготовилась к тому, чтобы занять освободившееся после ухода американской армии место. На пресс-конференции Путин заявил, что с учетом вывода сил международной коалиции в 2014 году, ситуация в Афганистане вряд ли изменится к лучшему, а наличие российской военной компоненты в Таджикистане и Киргизии будет существенным фактором стабильности. Во время визита в Таджикистан Путин еще раз подчеркнул, что российские военные базы предоставляют надежные гарантии по укреплению безопасности и стабильности во всем Центральноазиатском регионе.
Отдельные аналитики указывают, что два визита Путина в Центральную Азию за полмесяца имеют большое значения для формирования будущего геополитического устройства Центральноазиатского региона. Это означает, что мировые державы вступили в новый этап борьбы в Центральной Азии. Для России, обладающей долгосрочным стратегическим видением и великодержавными амбициями, Центральная Азия станет важной опорой для повторного занятия центральных позиций на мировой арене.
«Среди всех континентов Евразию называют «мировым островом», а Центральную Азию – ее «сердцем». Тот, кто будет управлять «сердцем», сможет контролировать «мировой остров» и весь мир». Эти слова произнес 100 лет назад английский геополитик Хэлфорд Маккиндер, однако они актуальны и сегодня», - сказал в интервью изданию ученый Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук Геннадий Чуфрин.
Перевод выполнила Татьяна Щенкова.