Кристин Бьер (Christine Bierre)
Когда мы говорим о кубинском кризисе наоборот, это не простые слова. Почти 60 000 солдат НАТО и союзных стран приняли участие в четырех учениях в Прибалтике, Румынии и Польше. Самыми провокационными из них, без сомнения, стали недавно завершившиеся на польской территории «Анаконда-16». Причем, они были организованы не НАТО, а самой Польшей, которую англичане и американцы науськивают на старого российского врага. Всего в этих учениях были задействованы 31 000 человек из 24 государств, это делает их самыми крупными в стране с момента распада Организации Варшавского договора в 1991 году.
Помимо этого, проводились учения Baltops 16 на Балтийском море, Saber Strike 16 в трех прибалтийских республиках и Swift Response 16 с участием Германии и Польши.
Как бы то ни было, нос к носу россияне и американцы столкнулись в Средиземном и Черном морях. Российские истребители не раз давали понять американским судам, которые подошли слишком близко к границе в Балтийском и Черном морях. В России предпочли бы, чтобы они пошли поиграть где-то подальше. США в ответ решили показать силу. 6 июня американский эсминец «Портер» (один из четырех, на которых установлена система ПРО Aegis) вошел в Черное море и встал в порту болгарской Варны. Примерно в то же самое время в Средиземное море со стороны Атлантики зашел «Дуайт Эйзенхауэр», присоединившись там к «Гарри Труману», который неожиданно прибыл туда 3 июня через Суэцкий канал. Старший офицер «Трумана» сообщил 8 июня The Wall Street Journal, что целью была «демонстрация возможностей».
Такая демонстрация силы со стороны НАТО стала прелюдией к будущему саммиту в Варшаве, на котором от европейских союзников запросят согласие на развертывание дополнительного контингента и техники в Прибалтике, Румынии и Польше.
Россия в свою очередь старается сдержанно реагировать на безумную риторику США, но принимает ответные меры. В частности, это касается развертывания новых сверхзвуковых межконтинентальных ракет РС-28 «Сармат», которое намечено на 2018-2020 годы.
Они могут нести от 10 до 15 ядерных боеголовок и оборудованы продвинутыми электронными системами. Их цель — пробить развернутый США в Европе противоракетный щит.
На грани третьей мировой?
На фоне такой эскалации самые прозорливые обозреватели все активнее используют это страшное слово. Вот, что заявил Bild Zeitung 19 июня министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер:
«Не нужно обострять ситуацию звоном оружия и воинственной риторикой. Ошибаются те, кто думает, что символические военные парады танков у восточной границы НАТО способствуют безопасности. Военные учения с отработкой ответа на "российскую агрессию” контрпродуктивны и опасны».
Как писал Der Spiegel 8 июня, учения Anaconda 16 в Польше зашли «слишком далеко»: «Брюссель хочет восстановить диалог с Россией, но в Польше разыгрывается настоящая война». Будущий саммит НАТО «политически отравлен (…), а Польша ведет себя намеренно провокационным образом. Она предложила Грузии и Украине принять участие в учениях Anaconda 16. Обе этих страны хотят вступить в НАТО, хотя сам альянс высказывается против уже не первый год. Но поляков это не волнует!»
Дэвид Кэмерон и Эштон Картер уже который месяц призывают Польшу принять меры против «российской агрессии».
9 июня президент Американского университета в Москве Эдуард Лозанский (Edward Lozansky) и Гилберт Доктороу (Gilbert Doctorow) из Американского комитета по достижению согласия между Востоком и Западом выпустили в The Washington Times статью с критикой демонизации России в СМИ по примеру СССР и в буквальном смысле призвали к перестройке в США!
По их словам, «неизбежный провал [американской внешней политики] (…) и наше бездумное движение к третьей мировой войне должны стать главным предметом беспокойства в нашей стране. Когда стоит угроза ядерной войны, что, к сожалению, сейчас более вероятно, чем в любой момент кубинского кризиса 1962 года, все прочие вопросы» неважны. Они предлагают начать в США «перестройку» и дать слово всем противникам нынешней политики в отношении России.
Озвученное 8 июня в The Wall Street Journal предложение Эвана Брендона Монтгомери (Evan Branden Montgomery) из Центра стратегических и бюджетных оценок о закреплении НАТО в Азии не оставляет никаких сомнений по поводу стремления США сохранить свое господство силой. Речь идет в частности о расширении американского ядерного арсенала на Южную Корею и Японию путем формирования Группы ядерного планирования, в рамках которой некоторые союзники получат право воспользоваться этим оружием.
В такой обстановке сильнейшей напряженности и практически полного отсутствия диалога между Россией и США любой, даже самый незначительный инцидент может стать роковым толчком к войне.
Франция заявляет о своем несогласии
Как по санкциям, так и по военной эскалации НАТО у Франции есть свое, особое мнение. 8 июня Сенат последовал примеру Национального собрания и принял резолюцию Ива Поццо ди Борго (Yves Pozzo di Borgo) и Симона Сютура (Simon Sutour) о «постепенном снятии» санкций.
11 июня около дюжины депутатов Европарламента из Франции, Италии, Германии, Словении и Мальты во главе с Рашидой Дати (Rachida Dati) тоже потребовали снятия санкций в открытом письме. Однако те были единогласно утверждены Европейским советом еще на полгода и должны будут вступить в силу 31 июля.
Если верить военному журналисту Жану-Доминику Мерше (Jean-Dominique Merchet), Франция проигнорировала учения Anaconda 16 в Польше с участием 24 стран. Как отметил процитированный в L’Opinion французский источник, это «не принесло бы пользы»…
По словам журналиста, «французских военных беспокоит прежде всего южный фронт, Африка и Ближний Восток», а «восток практически не вызывает у них интереса». Он объясняет это «исторической склонностью, на которую накладываются императивы борьбы с терроризмом и пророссийские настроения части военной иерархии. Как и среди правых сторонников французского суверенитета, к российскому лидеру там относятся с определенной симпатией, а поляков и прибалтов считают готовыми пороть горячку параноиками».