Эдуард Лозанский -
президент Американского Университета в Москве, профессор МГУ и Национального Исследовательского Ядерного Университета - МИФИ
В Америке Brexit пробудил некоторые схожие чувства у тех, которые помнят, что 240 лет назад их предки совершили своего рода AmerExit из Британской империи и теперь, вдохновленные событиями в своей бывшей метрополии, начинают подумывать о другом выходе, на этот раз, из «евро-атлантического» блока НАТО.
Дональд Трамп, являющийся сейчас бесспорно наиболее популярным политиком, по крайней мере, среди республиканцев, прямо заявляет о целесообразности AmerExit, поскольку в настоящее время НАТО не может похвастаться никакими успехами, чтобы оправдать колоссальные расходы по своему содержанию. По мнению некоторых обозревателей, непрекращающиеся теракты по всему миру подтверждают, что НАТО не только не обеспечивает безопасность стран — членов блока, но, напротив, своими действиями предпринимает все возможное для эскалации напряженности, грозящей перерасти в прямую военную конфронтацию, включая ядерную, с Россией.
Разумеется, среди политических элит США такое мнение пока разделяет меньшинство. Это понятно, так как для военно-промышленного комплекса и идеологов американского мирового гегемонизма, по существу определяющих в настоящее время внешнюю политику страны, НАТО необходимо не только поддерживать, но и по возможности расширять. Некоторые, как, например, бывший командующий НАТО адмирал Джеймс Ставридис и известный бизнесмен Стив Форбс предлагают в ответ на Brexit показать Путину «кузькину мать», выдвигая все большее количество батальонов НАТО в Польшу и Прибалтику. Какую роль Путин сыграл в Brexit понять трудно, но сейчас на Западе стало модно во всех бедах видеть его руку.
Критики НАТО отмечают с сарказмом, что пить пиво в польских и балтийских барах с местными блондинками гораздо приятнее, чем воевать с джихадистами на Ближнем Востоке, но почему за это должны платить американские налогоплательщики? В то же время, выдвижение батальонов НАТО к границам России значительно увеличит вероятность случайного инцидента с непредсказуемыми последствиями.
Постоянно демонстрируя свое полное бессилие в борьбе с терроризмом, НАТО даже не сумела обнаружить и обезвредить опасное террористическое гнездо практически в своем заднем дворе в Брюсселе. Это при том, что уже мало кто возражает, что именно натовские операции в Ливии явились, наряду с вторжением США в Ирак, главными факторами возникновения и распространения запрещенной в России ИГИЛ.
Министр иностранных дел ЕС Федерика Могерини в прошлом заявляла о необходимости использования НАТО для уничтожения лодок у ливийских берегов до их отплытия к берегам Европы, но это оказалось лишь пустым звуком. Потоки мигрантов не уменьшаются, а их перевозчики продолжают зарабатывать огромные деньги.
Несомненно, что во времена СССР НАТО играла полезную роль для сдерживания агрессивной советской политики, но в настоящеt время эта организация полностью утратило весь смысл своего существования, кроме, разумеется, обслуживания собственной бюрократии. Не только Трамп, но и все большее число американцев понимают, что этот блок должен быть либо распущен, либо трансформирован в некую новую структуру, например МАТО — международную анти-террористическую организацию.
В этом случае, логичным было бы тесное взаимодействие МАТО и Шанхайской организации сотрудничества ШОС для решения общих проблем и возвращения к тому, к чему призывал еще Джордж Буш старший в 1991 году — созданию новой дуги безопасности от Ванкувера до Владивостока.