Руководитель Американского университета в Москве Эдуард Лозанский прокомментировал высказывание вице-президентаСША Джозефа Байдена о том, что страны Балтии смертельно напуганы Россией и возможной аннексией с ее стороны. Разговор зашел и о предвыборной кампании в США, а также о американо-российских отношениях.
Наш собеседник — гражданин Соединенных Штатов, куда он переехал из СССР в 1976 году. Специалист по ядерной физике. Работал научным сотрудником в Институте атомной энергии им. Курчатова и в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне. Был диссидентом, распространял запрещенный в СССР литературно-публицистический журнал «Континент», издававшийся в Париже. Лишен советского гражданства.
В настоящее время — американо-российский публицист, общественный деятель. Он и его американские единомышленники полагают, что в интересах США следует отказаться от гегемонистской внешней политики, крестовых походов за демократию и свержения неугодных режимов.
- Эдуард Дмитриевич, вице-президент Америки Джо Байден пару недель назад приезжал к нам в Ригу, пообещал «страшно напуганным» Балтийским странам защиту США от России. А позже, выступая в штате Огайо, озвучил мысль, что восточный сосед может аннексировать наши страны, как Крым. Прошелся и по конкуренту Дональду Трампу, который «не понимает, что говорит».
— Я вообще к Байдену не очень серьезно отношусь, поскольку он часто делает такие заявления, которые политику такого ранга делать не стоит. В качестве примера: буквально перед тем, как приехать в Ригу он был в Киеве и заявил, что он лично уволил генерального прокурора Украины. Сказал, что, мол, если не уволите, то больше денег не получите. Так вице-президент себя не ведет.
До этого — известная сцена, где он занял кресло председателя украинского правительства и сидел там, где обычно сидит премьер, а все остальные члены украинского руководства сидели как школьники или студенты.
Еще ранее он заявил, что Европа не хотела санкции против России вводить, а мы ее — заставили. Это не свидетельствует о высоком профессионализме. Если ты даже так думаешь, то говорить об этом публично не стоит.
А что касается Трампа, то в отношении него идет, простите за выражение, такая «чернуха»! Уже объявили, что он завербованПутиным, и все, что он говорит — его выступления — ему пишут в Кремле. Это утверждает весь штаб Клинтон, и она сама об этом говорит. Никогда еще имя президента другой страны, тем более — слабой страны, по уверениям того же Байдена, так активно не использовалось в предвыборной кампании США.
Мне как гражданину США очень неприятно, что уровень полемики скатывается до таких эскапад.
Что же касается внешней политики, мне позиция Трампа более предпочтительна, поскольку он говорит, что с Россией нужно договариваться. Тем самым риск третьей мировой войны, о котором все говорят, снижается. Это же не просто страшилки, когда батальоны НАТО выдвигаются к границам России, не шутки это.
С Трампом есть надежда, что можно будет договориться по дипломатическим каналам. Тем более, что у нас с Россией очень много общих проблем. С Клинтон шансы договориться с Россией гораздо ниже, а вероятность конфронтации гораздо более высокая.
Я как обычный гражданин, не важно — России или Америки — буду за того кандидата, при котором риск военной конфронтации уменьшается. И это Трамп. А слова уходящего Байдена — это его «лебединая песня».
Думаю, что песня уходящего политика должна быть серьезной, на высокой ноте. А он опускается до низкопробного популизма, чтобы угодить в Латвии, на Украине или еще где-то тем, кому приятно слышать антироссийскую риторику.
— В вопросах внешней политики практически именно так. Кстати, в одной серьезной газете в Нью-Йорке говорилось, что вне зависимости от того, кто выиграет в Америке президентскую гонку, все равно победит Путин. Просто потому, что Трамп — вообще завербован 100-процентно, а на Хиллари у Путина безмерно компромата из-за похищенных российской разведкой файлов. И он, соответственно, будет дергать ее за ниточки. Там еще есть три кандидата — менее значительных партий, ну так они тоже «завербованы». Такая вот «низкопробщина»…
Мне стыдно за Америку. Я всегда ею восхищался и сейчас восхищаюсь — это действительно великая страна. Но то, что в предвыборной кампании используются такие методы — это как-то противно.
- Атмосфера в Балтийских странах, их политика в отношении России в значительной степени зависят от американо-российских отношений. В последнее время особенно — от тех концепций, настроений или даже инструкций (возможно, высказанных в форме пожеланий, сигналов), которые исходят от старшего союзника по блоку НАТО. Пока не чувствуется, что нам позволят не то что дружить с восточным соседом, а даже выстраивать серьезные прагматичные отношения.
— Это все началось не сейчас, а еще в 1991 году. У Америки был выбор. Все, что звучало и звучит в Латвии — это, как говорится, с подачи. Для того, чтобы внушать, управлять, существуют НГО, структуры, о которых мы даже не знаем. А 1991-м году был такой исторический шанс — «window of opportunity» («окно возможностей»), когда Россия, Европа и, естественно, Балтия, Соединенные Штаты — все стали бы членами одной, патетически выражаясь, цивилизации.
Тогда мы были несколько наивны и считали, что западная цивилизация — это есть то, к чему нужно стремиться. И поэтому, избавившись от коммунизма, Россия должна предпринять все усилия, чтобы стать частью этого цивилизационного пространства.
Мы проводили тогда множество конференций, я привозил с собой огромное количество американских политологов, политиков, представителей конгресса. Мы подготовили большой доклад. Это был 91-й год и президентом был ДжоржБуш-старший.
В этом докладе мы предложили оказать России массированную помощь — что-то вроде плана Маршалла. Чтобы интегрировать Россию в это пространство и повторить тот самый опыт, который мы совершили с Германией иЯпонией. Оказав им серьезную экономическую помощь, превратили из врагов в союзников. Естественно, логично было бы повторить это в третий раз.
- И какова судьба вашего доклада?
— К сожалению, наш доклад оказался невостребованным. У тех, кто рулил внешней политикой, оказались иные идеи. Вместо сотрудничества при Клинтоне начался процесс расширения НАТО.
Кстати, говорят, что прибалты просились в НАТО, поскольку они не доверяли России, что им нужна защита, зонтик и т.п. Да, возможно, потому что у них были проблемы с СССР. Но при всем уважении к прибалтийским республикам — они очень маленькие страны, и нельзя допускать, чтобы хвост вилял собакой.
Я имею в виду, что Вашингтон должен был сказать всем прибалтийским и восточноевропейским странам: сейчас — уникальный случай, Россия — слаба, растерзана и никакой угрозы никому не представляет. В руководстве — как раз те люди, которые привели к крушению СССР, коммунизма и дали свободы так называемым «порабощенным странам». Поэтому нужно не в НАТО проситься, а нужно с новой Россией строить новые отношения. Торговые, экономические, культурные… И тогда, если Россия станет частью нашего, как говорится, мира, она не будет представлять опасности. В этом и был смысл нашего доклада.
— Но влиятельных групп в американской элите, чтобы поддержать эти идеи, так и не нашлось?
— Кому-то подобные мысли не нравилось, у кого-то были свои планы. Например, военно-промышленному комплексу нужен враг: чем больше стран НАТО, тем больше продаем оружия натовского образца — очевидная заинтересованность.
Был и сильный идеологический сектор — так называемые "новые троцкисты", которые считают, что Америка должна рулить всем миром. А с Россией это не получится, потому что если она и будет членом этой цивилизации, то она хочет быть равноправным участником и не будет воспринимать указания.
Но тогда традиционные русофобские лоббистские группы, в том числе — прибалтийские, украинская и, кстати, европейская — все эти силы — они лоббировали в Конгрессе процесс расширения НАТО. Это очень печально.
Выдающийся дипломат и автор теории сдерживания Джордж Кеннан — он был послом в Советском Союзе — сказал, что процесс расширения НАТО, который мы начинаем — это катастрофическая, глобальная, тектоническая наша ошибка. Потому что была идея — сделать Россию частью. Если ты — часть нашей семьи, то ты уже не представляешь опасности. Это ситуация не была использована, и шанс был упущен.
А теперь и западная цивилизация мне уже не кажется такой идеальной, какой она мне ранее казалась. Потому что когда сравнивали коммунизм и Запад — ну, тогда было понятно… Мы Западу прощали все грехи — там было много грехов, но мы закрывали на них глаза. Потому что, знаете, как бывает, когда выбираешь… Мы, естественно, выбирали Запад.
Но теперь западная цивилизация столько натворила, что уже и не нужно России становиться ее частью, а нужно отстаивать свой, как говорится, суверенитет. С Америкой нужно сотрудничать тогда, когда это имеет смысл — в борьбе с терроризмом, в вопросах космоса, изменения климата. Решать те вопросы, которые необходимо решать, не будучи частью этой самой западной цивилизации.
- Сколько у вас единомышленников в Америке?
— Немного, но они есть. Мы в каком-то смысле теперь такие же, как диссиденты в Советском Союзе. Вот у меня в СССР были проблемы с тем, что я распространял журнал «Континент». Но нас там пока не сажают.
Мы пытаемся довести до американцев следующую мысль: сейчас речь не о том — любишь Россию или не любишь. Хочешь войну — тогда голосуй за Клинтон. Хочешь договориться с Россией — по нормальному, как деловые люди, которые садятся за стол переговоров и ищут свой интерес — тогда Трамп для этого лучше подходит.
- Каковы возможности донести эту точку зрения до американского экспертного сообщества и, так сказать, до широких масс?
— Тут нам без помощи России уже сложно. Потому что у нас недостаточно сил и возможностей. То есть я печатаюсь в американской прессе, например, в газете «Вашингтон таймс», но она — одна из тех, кто согласен такое печатать. А большинство с удовольствием будут печатать Каспарова, любые антироссийские заявления тиражировать и добавлять еще кучу всего. Информационная война есть война. Тут не добелых перчаток. А если бы здесь — в России был какой-то мозговой центр, небольшой, который бы нам генерировал какие-то идеи, были подготовлены материалы на хорошем английском языке, мы могли бы использовать наши возможности распространять это и в прессе, и в электронном виде.
- Вас вообще тогда могут объявить купленным кремлевским агентом…
— Так пусть объявляют! Меня и так уже объявляют. Я когда это все говорю, то не считаю, что я продвигаю идеи Кремля. Я считаю, что я продвигаю идеи мира. Мы должны договариваться. То же самое говорит и Трамп — его тоже обвиняют. Но пока, повторяю, нас еще не сажают. А один вот даже в президенты баллотируется. Так что не все еще так страшно. Не знаю, что будет дальше, если Хиллари придет к власти. Тогда, может, гайки-то и подкрутят.
Автор: Андрей Яковлев, журналист Baltnews.lv