Владимир Евсеев
Директор Центра общественно-политических исследований
Какая цель стоит перед объединенной группировкой российских военных кораблей, которая отправилась в Средиземное море?
Согласно официальным сообщениям, перед отрядом кораблей Северного, Балтийского и Черноморского флотов стоят две цели – борьба с пиратами и проведение учений. Тем не менее, на мой взгляд, главной и неофициальной целью является удержание военно-политического блока НАТО от реализации военного сценария в Сирии. Мне не совсем понятно наличие морских пехотинцев на борту кораблей, отправленных в Средиземное море.
В практическом плане пока нет необходимости начинать эвакуацию российских граждан из Сирии. По имеющимся данным, сейчас там находится тридцать тысяч русскоязычных семей. Таким образом, общее число граждан, которых, в случае необходимости, придется эвакуировать, составляет от восьмидесяти до ста тысяч. Такое количество людей невозможно разместить на борту пяти десантных кораблей. Даже если российские десантники возьмут под контроль город Тартус, где находится пункт материально-технического обеспечения российского ВМФ, собирать по Сирии эти семьи никто не сможет.
Поэтому непонятно как наличие морских пехотинцев, так и присутствие большого количества десантных кораблей. В целом, состав группы кораблей достаточно разнороден. В нее входят большой противолодочный корабль, два сторожевых корабля и пять больших десантных кораблей. В отличие от кораблей большого класса, к примеру, тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», нынешний состав группировки не может эффективно удерживать НАТО от вторжения. Однако само присутствие российских боевых кораблей в непосредственной близости от сирийских берегов является мощным сдерживающим фактором. Напомню, что Тонкинский инцидент, положивший начало активному американскому вмешательству в конфликт между Северным и Южным Вьетнамом, произошел во многом из-за присутствия американского эсминца вблизи вьетнамских территориальных вод.
Тем не менее, я не вижу никаких явных причин для реализации сейчас в Сирийской Арабской Республике (САР) военного сценария. Хотя и наблюдается очень плохая тенденция во внутрисирийском конфликте: США выискивают пути для вмешательства, прикрываясь во многом надуманной проблемой сохранности в Сирии химического оружия. Необходимо отметить, что сирийское химическое оружие никуда не вывозилось, оно находится на складах под тщательной охраной. Заявления о том, что происходят какие-то утечки химического оружия, что оно может попасть в руки «Аль-Каиды», не соответствуют действительности. Но все это может использоваться как предлог для вооруженного вмешательства в дела Сирийской Арабской Республики.
В конце июня ВМС Великобритании остановили российский корабль, везущий три отремонтированных по заказу Дамаска вертолета Ми-25. Возможно ли, что эти вертолеты сейчас плывут к месту доставки в трюмах кораблей флотилии? Могут ли эти корабли вообще везти средства ПВО или же оружие для сирийский правительственных сил?
У меня нет такой информации. Однако необходимо учесть, что десантный корабль предполагает перевозку в том числе и тяжелой бронетанковой техники, поэтому места там хватит практически на все. Тем не менее, касаясь вопроса о вертолетах, большая часть десантных кораблей идет из Североморска, поэтому перегрузка вертолетов из, допустим, Балтийска на эти корабли представляется весьма сомнительной. Однако, ввиду того, что на корабли такого типа можно погрузить большое количество различных грузов, технически возможно перевозить на них оружие и военную технику.
В составе российской группировки всего три корабля, способных вести морской бой. Причем один из них – 1966 года постройки. Насколько сильная, на Ваш взгляд, группа кораблей была отправлена к берегам Сирии?
Группа российских кораблей не выглядит сильной. Ситуация была бы иначе, если в ее состав входил, например, тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий». При этом, еще раз подчеркну, что присутствие десантных кораблей вызывает вопросы. Их обычно не включают в состав отряда кораблей, участвующих в военных учениях. В составе такого отряда обязательно находится крупный кораблю, который выступает в роли флагмана. В данном случае такую роль играет большой противолодочный корабль. Его сопровождают надводные и подводные корабли, обеспечивающие, в том числе, боевое охранение. Но какова здесь роль десантных кораблей? Как они могут, например, помочь в борьбе с пиратами?
Самая большая интрига заключается именно в том, какие цели преследовало командование, направляя к берегам Сирии десантные корабли. Если бы действительно проводились какие-либо учения на берегу, тогда их присутствие было бы очевидным. Однако, насколько мне известно, речь идет именно об учениях в море, и поэтому присутствие десантных кораблей становится труднообъяснимым. Одной из возможных версий может стать упомянутое предположение о наличии у них на борту военной техники для сирийской армии.
Насколько важны для российского ВМФ база в Тартусе? Каково ее состояние?
В первую очередь необходимо уточнить, что в Тартусе находится не база, а пункт материально-технического обеспечения военно-морского флота. В настоящее время там находятся два плавучих причала, плавмастерская и несколько сооружений военного назначения. Функционирование этого военного объекта обеспечивают, согласно имеющейся информации, всего 10 человек. Очевидно, что они не могут выполнять возложенных на них функций.
Тем не менее, важен сам факт наличия такого пункта материально-технического обеспечения. Это один из немногих наших военно-морских объектов за границами бывшего СССР. И он мог бы в некоторой перспективе быть преобразован в полноценную военно-морскую базу. Этот объект очень важен и в геополитическом смысле. Российское военное присутствие в этом нестабильном регионе, оказывающем огромное влияние на мировую политику, подтверждает внешнеполитические амбиции Москвы и поддерживает российскую дипломатию.
В период нынешней нестабильности в регионе проводить модернизацию пункта материально-технического обеспечения ВМФ в Тартусе нецелесообразно. Только после того, как ситуации в Сирии стабилизируется, и новое правительство будет готово к сотрудничеству с Россией, можно и нужно будет модернизировать этот военный объект.
Возможно ли обострение ситуации вокруг Сирии вплоть до прямого противостояния двух флотов, российского и натовского? В начале года экспертное сообщество было обеспокоено стягивание боевых кораблей западных стран к Ормузскому проливу. Можно ли их перебросить оттуда к берегам Сирии в случае обострения ситуации?
Насколько я понимаю, такое мощное давление на Сирию со стороны западных держав и монархий Персидского залива оказывается во многом из-за тесных связей Дамаска с Тегераном. Несомненно, что дестабилизация Сирии ослабит Иран. В мире можно найти много государств, где идет гражданская война, однако в их внутренние дела никто не вмешивается.
Сирия находится в зоне действия двух американских флотов – Пятого (запад Индийского океана и Персидский залив) и Шестого (Средиземное море). Однако в современных условиях развертывание крупной военно-морской группировки скрыть практически невозможно. Более того, помимо собственно морского компонента, необходимо будет развернуть и наземный компонент. И наиболее подходящей страной для этого может быть Турция. Для создания такой группировки нужно время. Конечно, корабли могут подойти к берегам Сирии, но для проведения эффективной военной операции против Башара Асада необходимо участие наземных войск. Только воздушной операцией «сирийский вопрос не решить», а сейчас сирийская армия насчитывает примерно триста тысяч военнослужащих. С учетом их подготовки, боевого духа и технического обеспечения, необходимо развернуть группировку как минимум в половину этого количества.
Поэтому, на мой взгляд, сейчас ставка сделана на тайные операции: уничтожение отдельных лидеров страны и негласная помощь вооруженной оппозиции. Из двадцати пяти тысяч боевиков, которые сейчас воют против Асада внутри Сирии, шесть тысяч – наемники. Каждый четвертый боевик – наемник. При таком количестве наемников это никакая не революция. Это целенаправленная операция по свержению Башара Асада.
Как Вы думаете, насколько сейчас сильны позиции Асада в стране?
Не менее сорока процентов населения продолжают поддерживать президента Асада. Против арабов-суннитов, которые в большинстве своем составляют вооруженную оппозицию, выступают все религиозные и национальные меньшинства страны. Причем это не только алавиты, но и шииты, исмаилиты, христиане и друзы. Башара Асада поддерживают и национальные меньшинства: курды, армяне и черкесы. Просто так меньшинства не отступятся от президента Асада, они боятся резни, и именно поэтому поддержка населения у него есть, и будет сохраняться в ближайшем будущем.
Более того, если сейчас в Сирии провести самые демократические выборы в соответствии с самыми высокими западными стандартами, на них победит именно Башар Асад. Пока оппозиция расколота в Сирии у него нет альтернативы.
В настоящее время разговор о военной интервенции в САР не идет. Но не прекращаются попытки усугубить ситуацию, подать в неверном свете определенные вопросы, к примеру уже упоминавшийся вопрос о сирийском химическом оружии. В этом я вижу попытку примерить на Сирию иракский сценарий, где прикрытием для вторжения в суверенную страну стали не подтвердившиеся домыслы о наличии у нее оружия массового уничтожения.
По-видимому, США, да и Израиль, обладают техническими возможностями для того, чтобы уничтожить с воздуха сирийские арсеналы с химическим оружием. Но это не выход из создавшейся ситуации. Для получения удовлетворительных результатов нельзя будет обойтись без ограниченной по масштабам наземной операции. Поэтому и распространяются слухи о том, что арсеналы необходимо «обезопасить», и что сирийские военные не могут обеспечить сохранность своих запасов химического оружия. Это газетная «утка». Арсеналы охраняются более чем надежно и просто так их никто не сдаст и не оставит.
Более того, это оружие никто не собирается использовать против сирийской оппозиции. Недавно Дамаск официально заявил, что химические арсеналы будут расконсервированы только в случае иностранного вторжения в Сирию и не будут направлены против антиправительственных сил.
Поэтому разговоры о наличии у Сирии оружия массового уничтожения и о неспособности Дамаска контролировать свои химические арсеналы – очень плохой знак, который может обозначать то, что американцы планируют реализовать в Сирии иракский сценарий. Однако в краткосрочной перспективе я не вижу возможности военного вторжения в Сирию.
Опубликовано на сайте «Международного Вайдайского клуба»от 26.07.2012 г.