Эдуард Лозанский -
президент Американского Университета в Москве, профессор МГУ и Национального Исследовательского Ядерного Университета - МИФИ
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Политолог Эдуард Лозанский — о том, что стоит за очередными санкциями США
Что стоит за новыми санкциями США против России? Некоторые обозреватели восприняли их как развенчание последних иллюзий о перспективах улучшения отношений России и США. Однако я не стал бы драматизировать ситуацию. Введение новых санкций — это скорее тактический, чем стратегический ход президента Трампа.
Во время «охоты на ведьм», которая сегодня идет и в американском конгрессе, и в СМИ, «русскими шпионами» или — в лучшем случае — полезными идиотами называются все, кто позволяет себе говорить о целесообразности улучшения отношений двух стран.
В такой ситуации любое движение Трампа в этом направлении может нанести ему еще один чувствительный удар, а их число и без того растет как снежный ком. Теперь и зятя президента Джерада Кушнера вызывают в конгресс для дачи показаний о возможных связях команды президента и самого Трампа с Россией.
Представитель Госдепа специально подчеркнул, что решение о введении новых ограничительных мер в отношении предприятий России было принято не администрацией президента США Дональда Трампа, а в последние дни президентства бывшего главы Белого дома Барака Обамы.
В нынешней ситуации, похоже, у Трампа просто не было другого выхода. Дело в том, что в обеих палатах конгресса на рассмотрение представлены специальные резолюции, запрещающие президенту отменять какие-либо антироссийские санкции без разрешения конгрессменов и сенаторов. Данные законопроекты пока еще не приняты, но если бы Трамп попытался отменить хотя бы один пункт из введенного Обамой списка санкций, то положительное голосование по этим резолюциям последовало бы немедленно.
Вообще сейчас в Америке возникла уникальная ситуация, когда конгресс, рейтинг которого уже в течение многих лет находится на уровне 8–10%, практически блокирует работу президента, за которого проголосовала почти половина избирателей страны.
В то время как рейтинг Трампа, хоть и немного снизился в последнее время, однако во много раз превышает рейтинг конгресса. Следует отметить, что снижение популярности Трампа связано именно с невозможностью эффективно выполнять свою обещанную программу из-за противодействия того же конгресса. Кстати, у республиканцев рейтинг Трампа почти 90%.
Таким образом, пока нет серьезных оснований говорить о полной сдаче Трампом своих позиций и о том, что в ближайшее время нормализации российско-американских отношений уже не произойдет. По словам официального представителя МИД России Марии Захаровой, «никаких серьезных проблем нам эта новая порция санкций, конечно, не причиняет, однако американцы даже не назвали причины, а лишь сослались на свое законодательство, запрещающее им самим сотрудничать с Ираном и Сирией».
Такого же мнения придерживаются и многие российские эксперты, которые согласны, что реального ущерба экспорту военной техники введенные санкции не нанесут, так как российские компании не продают и не закупают эту технику и специальные комплектующие в США.
Отметим также, что кроме российских предприятий под аналогичными санкциями США оказались еще более двадцати физических и юридических лиц, связанных с военной промышленностью из десяти стран, включая Китай.
Думаю, что более важная новость состоит в том, что госсекретарь Рекс Тиллерсон прибывает в Москву 12 апреля, причем принимать его будет не только министр иностранных дел Сергей Лавров, но и президент Владимир Путин. А по неофициальным данным, Тиллерсон привезет с собой некоторые компромиссные предложения для выхода из глубочайшего кризиса в отношениях России и США. Сейчас многие эксперты гадают, в чем они могут состоять, а некоторые уже окрестили их как great bargain, или «великий торг». Разумеется, Москва также готовит свои предложения, но понятно, что американской стороне гораздо тяжелее, так как на Тиллерсона и его босса Трампа ополчились мощные силы антироссийского лобби внутри США. И потому я бы не стал ожидать от этого визита какого-то существенного прорыва. Дай Бог, как говорится, не разругаться окончательно.