Эдуард Лозанский -
президент Американского Университета в Москве, профессор МГУ и Национального Исследовательского Ядерного Университета - МИФИ, автор книги "Операция Эльба" о взаимодействии России и США в борьбе с международным терроризмом
8 ноября исполняется год со дня победы Дональда Трампа на выборах президента США. И хотя он приступил к работе только два с лишним месяца спустя, 21 января, интересно проанализировть результаты его работы на сегодняшний день.
Что касается дел домашних, то здесь есть значительные успехи, прежде всего в области экономики, но также и неудачи, главным образом в проведении законодательных реформ, требующих одобрения членов конгресса.
Тем не менее, поскольку состояние экономики является главным фактором отношения граждан к президенту, Трамп чувствует себя довольно уверенно, несмотря на относительно низкий рейтинг, в районе 38%, и продолжающуюся войну против него со стороны демократов, вашингтонской бюрократии и СМИ.
Успехи, которые продемонстрировала в течение этого года американская экономика, в некоторой степени пошатнули авторитет многих известных экспертов, включая знаменитого нобелевского лауреата по экономике, обозревателя New York Times Пола Кругмана. Он и многие его коллеги предсказывали, что победа Трампа приведет к новому, даже более опасному кризису, чем в 2008 году, из которого страна с трудом выкарабкивалась последние восемь с лишним лет.
На следующий день после выборов рынок акций на Нью-Йоркской бирже действительно пошел резко вниз, что дало повод Кругману написать в NYT, что он был прав. Однако сразу после этого рынок практически безостановочно шел вверх и c тех пор вырос более чем на 5200 пунктов, то есть на 28%. Это побило все предыдущие рекорды и де-факто опровергло теории нобелевского лауреата и его многочисленных коллег. К этому следует добавить сокращение уровня безработицы, возвращение в страну некоторых крупных кампаний-производителей.
Помимо экономического роста, Трамп может записать себе в заслугу реализацию еще нескольких своих предвыборных обещаний: резкое уменьшение нелегальной миграции, некоторый прогресс в строительстве стены с Мексикой, сокращение расходов на бюрократию и ряд других. Все это, правда, редко освещается в мейнстримной прессе. Вместе с тем, когда в политические процессы вмешивается конгресс, инициативы Трампа буксуют. Практически провалилась реформа здравоохранения, а судьба законопроекта о сокращении налогов под большим вопросом. До сих пор остаются незанятыми множество вакансий, замещение которых требует утверждения сената. Это, конечно, значительно затрудняет работу Белого дома.
Во внешней политике Трампу тоже особо похвастаться нечем. Не выполнено практически ничего из существенных пунктов его предвыборной программы. Более того, его риторика вдобавок к военным конфликтам на Ближнем Востоке может привести и к новому витку напряженности — вплоть до военных действий — с Северной Кореей и Ираном.
Все, кто рассчитывал на обещанное Трампом улучшение отношений с Россией, глубоко разочарованы отсутствием подвижек на этом направлении. Можно, конечно, винить во всем конгресс, но ведь сама и администрация Белого дома также пока не пытается сделать какие-либо шаги в сторону сотрудничества с Москвой. За исключением, пожалуй, сирийского трека. Да, в Сирии нет такого же тесного сотрудничества, какое было у США и СССР в заключительной фазе Второй мировой войны, но все же какое-то взаимодействие, безусловно, есть, и потому там наблюдается значительный прогресс в разгроме ИГИЛ (организация запрещена в РФ).
При этом, несмотря на серию так называемых кампаний по поиску русского следа в контактах президента и его команды, в настоящее время положение Трампа достаточно прочно. Главу Белого дома продолжает поддерживать его «ядерный электорат» и многие политические тяжеловесы-республиканцы. На руку ему играют и непрекращающиеся скандалы с Клинтон, а также внутренние разборки в рядах самой демократической партии.
Что же касается разговоров об импичменте Трампа, то они не исчезли полностью из информационного поля, но ведутся с гораздо меньшей интенсивностью и агрессивностью. И даже в случае маловероятной победы демократов на промежуточных выборах в обеих палатах конгресса в ноябре 2018 года у них не останется времени, чтобы достичь этой цели, так как импичмент — это сложный и долгосрочный процесс. И еще никогда за всю историю США он не был доведен до конца, хотя попытки и предпринимались.
Эдуард Лозанский - президент Американского Университета в Москве, профессор МГУ и Национального Исследовательского Ядерного Университета - МИФИ, автор книги "Операция Эльба" о взаимодействии России и США в борьбе с международным терроризмом.