Эдуард Лозанский
президент Американского Университета в Москве, профессор МГУ и Национального Исследовательского Ядерного Университета - МИФИ, автор книги "Операция Эльба" о взаимодействии России и США в борьбе с международным терроризмом.
Эдуард Лозанский — о перспективах Марии Бутиной в американском суде
Пока президенты Дональд Трамп и Владимир Путин встречались в Хельсинки для обсуждения путей выхода из серьезного кризиса в отношениях двух стран, министерство юстиции США предъявило обвинение российской гражданке Марии Бутиной, проживающей в Вашингтоне.
Текст обвинения есть в открытом доступе и состоит в следующем: Бутина, приехавшая в США в августе 2016 года по студенческой визе F-1, в анкете указала, что до 20 мая 2016 года работала помощником российского официального лица (не секрет, что это был сенатор Александр Торшин, в настоящее время замглавы Центробанка).
Однако, согласно документу, приехав в Америку, Бутина продолжала сотрудничество с Торшиным и другими российскими официальными лицами, завязывая личные отношения с влиятельными американцами и проникая в различные организации, оказывающие воздействие на американскую политику с целью продвижения интересов Российской Федерации. Немаловажный факт, что сам Торшин находится под санкциями министерства финансов США.
Более того, сторона обвинения считает, что россиянка обязана была зарегистрироваться в качестве иностранного агента в министерстве юстиции для занятия деятельностью, связанной с оказанием влияния на политику США в интересах иностранного государства. Такая регистрация налагает определенные требования, включая финансовые отчеты, предоставление копий всех пропагандистских материалов и другие ограничения.
Чем вся эта история закончится, сказать трудно, но, учитывая, что это событие происходит в разгар так называемого Russiagate, когда самого президента США обвиняют в том, что он также является агентом Кремля, у Марии могут быть большие проблемы и ее адвокатам предстоит непростая работа.
В принципе за такие нарушения полагается наказание в соответствии с гражданским либо уголовным кодексом. Однако, согласно исследованию влиятельного журнала VOX, за последние 50 лет было всего лишь семь случаев уголовного преследования.
Последний случай — это лоббирование интересов украинской Партии регионов Виктора Януковича Полом Манафортом и его замом Риком Гейтсом, которые также не прошли регистрацию в качестве иностранных агентов, но получили достаточно большие деньги из украинских источников.
До этого под уголовный кодекс в 2010 году попал бывший конгрессмен Марк Силджандер за лоббирование интересов организации, созданной гражданами Судана в штате Миссури и занимающейся сбором средств для финансировании террористической деятельности. Наказание, полученное Силджандером за такую незарегистрированную деятельность, — год тюрьмы.
Вообще-то министерство юстиции относится к нарушениям регистрации достаточно либерально. Аудит генерального инспектора в 2016 году показал, что никто не знает точных цифр незарегистрированных иностранных лоббистов, а из зарегистрированных 62% постоянно опаздывают с отчетами, но никаким серьезным наказаниям за это не подвергаются.
Единственное, что в таком случае может потребовать министерство юстиции, — это прекратить деятельность нарушителя до выполнения им всех необходимых законных актов. Это произошло недавно с российским каналом RT, и после выполнения такого требования канал продолжил работу на территории США.
Как мы видим, в случае с Бутиной ситуация складывается по-иному, и это наводит на тревожные мысли. Казалось бы, якобы совершенные ею нарушения не подпадают под уголовную статью. В обвинении ничего не говорится о нелегальных или других источниках финансирования ее деятельности или о попытках вмешательства в избирательную кампанию, о чем она уже давала показания в конгрессе. Тем более что там нет обвинений в шпионаже, а также не говорится о том, что она собиралась нанести урон Соединенным Штатам.
Отдадим должное конгрессмену из Калифорнии Дане Рорабахеру, которого в разгар избирательной кампании в конгресс конкуренты из Демократической партии называют агентом Кремля. Казалось бы, что в условиях ведущейся, по выражению Трампа, «охоты на ведьм» ему лучше вообще не комментировать эту ситуацию. Тем не менее Рорабахер не побоялся высмеять обвинение Бутиной, заявив, что оно выдвинуто теми же людьми, которые пытаются подорвать легитимность президента Трампа. Рорабахер говорит, что сам участвовал в некоторых мероприятиях, на которых появлялась Бутина, включая «молитвенный завтрак» в Белом доме, и не понимает, что такого могла она там сделать, чтобы навредить Америке.
Так или иначе, но Марию ждут тяжелые испытания. Если следовать элементарной логике, то за вменяемые ей в вину нарушения она должна понести административное наказание — например, прекращение действия визы, но вместо этого, по разным сообщениям, ей грозит от 5 до 15 лет тюрьмы. Если так решит суд, это станет еще одним доказательством тревожных процессов, идущих в США.
Эдуард Лозанский - президент Американского Университета в Москве, профессор МГУ и Национального Исследовательского Ядерного Университета - МИФИ, автор книги "Операция Эльба" о взаимодействии России и США в борьбе с международным терроризмом.