Политолог Эдуард Лозанский — о том, кто в США выигрывает от «Укргейта» и как эта история влияет на отношения с Россией
В настоящее время главная интрига в Вашингтоне — какая из двух политических партий выиграет в результате попытки демократов добиться импичмента президенту Дональду Трампу. Разговоры об отставке начались чуть ли не на следующий день после его победы на выборах в ноябре 2016 года. В качестве инструментов для свержения главы Овального кабинета его противники, в числе которых были и, возможно, остаются люди из ближайшего окружения Трампа, назначили Россию и Владимира Путина.
Когда в результате провала работы спецпрокурора Мюллера эта ставка не сработала, демократы запаниковали, тем более что Трамп сам перешел в контрнаступление. Новый назначенный им генпрокурор Уильям Барр инициировал расследование уже о попытке госпереворота со стороны лидеров Демпартии и бывших руководителей спецслужб администрации Барака Обамы.
Результатов этого расследования ждут в ближайшее время, и ничего хорошего для демократов они не предвещают. Однако, как и полагается по законам жанра, вместо фейкового «Рашагейта» на помощь им спешит «Укргейт».
Какие-то головы уже полетели — например, американский посол в Киеве Мария Йованович и спецпредставитель США на Украине Курт Волкер. Подорвана репутация личного адвоката Трампа, бывшего мэра Нью-Йорка Руди Джулиани. Возможно, согласно последним новостям, отставка советника по нацбезопасности Джона Болтона также имеет к этому некоторое отношение. Более того, в палате представителей идут разговоры об импичменте председателя комитета по разведке демократа Адама Шиффа, назначенного спикером Нэнси Пелоси в качестве главного обвинителя Трампа.
Рискну предположить, что импичмент самого Трампа не состоится. Простые арифметические расчеты показывают, что даже если палата представителей, где у демократов большинство, проголосует за импичмент (что еще под вопросом), в сенате должно оказаться как минимум 19 перебежчиков со стороны республиканцев, а это маловероятно. Пока намечается только один сенатор — бывший кандидат в президенты Митт Ромни, проигравший в 2012 году на выборах Обаме.
Провал попытки импичмента нанесет болезненный удар по демократам на выборах в следующем году, так как Трамп и республиканцы будут обвинять их в грязных политических играх вместо решений проблем страны.
А что с «Укргейтом»? Когда наблюдаешь за происходящим в Киеве, невольно возникают ассоциации с известной новеллой знаменитого австрийского писателя Стефана Цвейга «Звездные часы человечества». В ней автор описывает различные случаи, когда людям предоставляется редчайшая возможность принять какое-то судьбоносное решение или даже изменить ход истории.
Как справедливо отмечает Цвейг, судьбу обычно влечет к могущественным и властным, но иногда она вдруг по странной прихоти бросается в объятия посредственности. Цитирую дословно: «Иногда — и это самые поразительные мгновения в мировой истории — нить судьбы на одну-единственную трепетную минуту попадает в руки ничтожества». Как ни печально об этом говорить, но создается горькое ощущение, что в настоящее время мы наблюдаем именно такой случай.
Многострадальный народ Украины наивно поверил Владимиру Зеленскому, после того как увидел его в роли учителя истории Василия Голобородько. Тот, осознав колоссальные проблемы своей страны, решил и сумел стать ее президентом, чтобы всё изменить и принести своим гражданам счастье и процветание. В кино это у него получилось, но в реальной жизни пока никаких реальных успехов, к сожалению, не видно.
Что касается личного пиара Зеленского, то тут как раз всё в порядке. Никакой самый талантливый голливудский сценарист не придумал бы сюжет, где комический актер одной из самых бедных и коррумпированных стран в мире не только становится ее лидером, но и вовлекается в политическую игру, связанную с попыткой импичмента президенту самой могущественной экономической и военной супердержавы.
К огромному сожалению, надежды на то, что Зеленский сумеет оправдать доверие не только своих граждан, но и всех тех, кто действительно желает народу Украины добра, тают с каждым днем.
Зеленский стремится к встрече в «нормандском формате», но создается впечатление, что ему эта встреча нужна не для окончания конфликта, а для очередной пиар-акции, где он будет сидеть за одним столом с сильными мира сего.
Геополитическая шахматная доска — это не «95-й квартал», и Зеленский не учитывает, что после избрания Трампа ситуация в мире изменилась. При Обаме цели и задачи США и Европы были практически идентичны: с помощью различных схем, таких как экономическая ассоциация с ЕС, не допустить интеграции Украины в Евразийский союз, а в дальнейшем добиться ее вступления в НАТО. На достижение этих целей были направлены огромные финансовые, политические и информационные ресурсы.
В результате Украина, которая была одной из самых технологически развитых республик в составе СССР и где этнические украинцы занимали многие ключевые политические, руководящие и научно-образовательные посты, превратилась в беднейшую европейскую страну. Из нее миллионы высокообразованных граждан вынуждены уезжать в поисках низкоквалифицированной работы для поддержки своих семей.
Понятно, что главный мандат, полученный Зеленским от народа, — это достижение мира, но, несмотря на широчайшую общественную поддержку, он не в состоянии преодолеть сопротивление агрессивного националистического меньшинства.
Тем не менее следует признать, что на данном историческом этапе побеждают те, кого меньше всего заботят интересы народа Украины. Главное для них — это геополитическое ослабление России путем создания на ее южном подбрюшье постоянного очага напряженности, и, похоже, они добились своей цели.
Хочется верить президенту Трампу, когда он говорит, что такая политика ему чужда. Речь не идет о его любви к России, просто его инстинкты подсказывают, что «ладить с Россией» — это не уступка Путину. Трамп понимает, что две ядерные супердержавы, способные уничтожить друг друга, должны находиться в состоянии постоянного диалога для поисков компромисса.
С этим согласно всё большее количество здравомыслящих американских экспертов, понимающих, какую опасность представляет нынешняя ситуация. Даже недавно вышедший в отставку посол США в Москве Джон Хантсман — тот самый, который ранее говорил, что, по его мнению, лучшая дипломатия — это авианосцы, которые весят по 100 тыс. т каждый, теперь вдруг также заговорил о необходимости диалога с Россией.
К сожалению, пока таких «диссидентов» в американском истеблишменте явно недостаточно, но надежда исчезает последней.
Эдуард Лозанский - президент Американского Университета в Москве, профессор МГУ и Национального Исследовательского Ядерного Университета - МИФИ, автор книги "Операция Эльба" о взаимодействии России и США в борьбе с международным терроризмом.