Авторы: Эдуард Лозанский и Мэттью Эрет По мере приближения к историческим ноябрьским выборам интенсивность американо-российского кризиса продолжает расти. Существует непрерывный поток заявлений высокопоставленных американских политиков от обеих партий и средств массовой информации, предполагающих, что Россия сейчас является главной угрозой американской национальной безопасности и демократии. По мнению The Washington Post, России, возможно, не нужно будет взламывать […]
Авторы: Эдуард Лозанский и Мэттью Эрет
По мере приближения к историческим ноябрьским выборам интенсивность американо-российского кризиса продолжает расти.
Существует непрерывный поток заявлений высокопоставленных американских политиков от обеих партий и средств массовой информации, предполагающих, что Россия сейчас является главной угрозой американской национальной безопасности и демократии.
По мнению The Washington Post, России, возможно, не нужно будет взламывать выборы 2020 года, "поскольку она может взломать что-то еще: наши умы.” Журнал Foreign Policy поддерживает это повествование, предупреждая, что русские "только должны напугать нас, заставив думать, что есть кремлевский агент, который возится с каждой машиной, и тролль, пишущий каждый пост в Facebook.” Последний перл от сценаристов Russiagate утверждает, что именно Кремль проник в ноутбук Хантера Байдена, чтобы загрузить компрометирующие материалы о его отце.
Когда постоянно слышишь, видишь и читаешь такого рода риторику, возникает тревожное ощущение, что США и Россия стремительно приближаются к прямой военной конфронтации с мегакатастрофическими последствиями для обеих стран и всего мира.
С такими темными возможностями на нашем горизонте стоит спросить: есть ли что-нибудь, что мы можем сделать, чтобы избежать этого трагического сценария? Ответ "да”, но прежде чем мы рассмотрим некоторые из этих решений, будет полезно совершить краткий исторический экскурс, чтобы увидеть, что привело нас к нынешней опасной ситуации.
Те, кто был свидетелем, а особенно те, кто помогал осуществить судьбоносные перемены в Советском Союзе в конце 1980 – х и в России в начале 1990-х, слишком хорошо помнят ошеломляющую эйфорию тех времен.
Темные годы тоталитарного коммунизма уходили в прошлое, и русский народ был готов и стремился присоединиться к великой семье западной цивилизации. После многих лет страданий они были готовы пользоваться такими основными ценностями, как свобода, демократия, права человека, верховенство закона, рыночная экономика и другие реальные или воображаемые выгоды, связанные с ними.
В апреле 1989 года, еще до распада СССР, по приглашению команды Горбачева в Москву прибыла большая американская делегация во главе с двумя действующими американскими сенаторами Филом Грэмом (Республиканец, штат Техас) и Бобом Кастеном (Республиканец, штат Висконсин) в сопровождении двух послов, нескольких экспертов по внешней политике, журналистов и даже ссыльных советских диссидентов, чтобы обсудить с ведущими советскими экспертами и правительственными чиновниками "понимание ценностей западной цивилизации.”
Это было время, когда только что освободившиеся от ига коммунизма русские стремились принять все эти идеалы и уверенно ожидали, что они материализуются с помощью, прежде всего, Соединенных Штатов.
В то время президент Джордж Буш-старший говорил о новой формирующейся архитектуре безопасности "от Ванкувера до Владивостока” и предостерегал украинцев от разрыва с Россией. Госсекретарь Джеймс Бейкер убедил Горбачева, что, если российский лидер согласится на воссоединение Германии, НАТО не расширится ни на дюйм на Восток.
К сожалению, Буш проиграл выборы в 1992 году, и с Биллом Клинтоном в Белом доме все наши мечты о том, чтобы Россия стала частью Запада, были разбиты вдребезги.
Существует много историй, описывающих, как произошло это крушение поезда, но лучший из них можно найти в докладе конгресса 2000 года, подписанном многими членами Палаты представителей.
Согласно этому докладу, Клинтон решил передать принятие решений по российской политике вице-президенту Элу Гору, Строубу Тэлботту в Госдепартаменте и Лоуренсу Саммерсу в Министерстве финансов.
Результаты этой работы "тройки” хорошо известны. Экономика России рухнула хуже, чем во время Второй мировой войны. Миллионы людей потеряли работу и средства к существованию. Свобода погони за экономическим процветанием трансформировалась в свободу бандитского капитализма, который стал господствующим экономическим порядком.
Не только русские считали, что силы на Западе сознательно привели к такому плачевному положению дел наряду с его многочисленными советниками и чиновниками МВФ.
Джон Лойд, бывший глава Московского бюро Financial Times, писал, что Соединенные Штаты отравили переход России от коммунизма к свободе, позволив олигархам — во имя свободного рынка — захватить российские ресурсы и перекачать все ценное на свои собственные офшорные банковские счета. По словам Лойда, в сознании простых россиян "капитализм стал приравниваться к воровству.”
Обозреватель Washington Post Дэвид Игнатиус в своей августовской статье 1999 года под названием "Кто ограбил Россию? Знал ли Эл Гор о массовых грабежах?” отвечает, что это действительно так.
"Что делает российское дело таким печальным, так это то, что администрация Клинтона, возможно, растратила одно из самых ценных активов, которые только можно себе представить, — это идеализм и добрая воля русского народа, когда он вышел из 70-летнего коммунистического правления. Разгром России может преследовать нас на протяжении многих поколений. Гор сыграл ключевую роль в этом грязном процессе, и ему предстоит многое объяснить”, – утверждает Игнатиус, который также добавил доказательства "убийственных деталей соучастия США в этом процессе”, цитируемые бывшим главой Московского бюро Post Робертом Кайзером.
Ну, это было в 1999 году, сейчас эта газета и за редким исключением остальные американские мейнстрим-СМИ делают все возможное, чтобы раскрутить Russiagate и заблокировать любую другую историю, которая не вписывается в эту теорию.
Когда речь заходит о внешней политике, россияне – не только элита, но и граждане – с удивлением и шоком наблюдают за методами, используемыми Западом для продвижения своих "ценностей”.”
В постсоветские годы НАТО, которая во время Холодной войны имела всего 16 государств-членов, чтобы сдержать реальную советскую угрозу, пошла на расширение, чтобы добавить еще 13 стран (плюс Грузия и Украина, все еще находящиеся в списке ожидания), чтобы противостоять угрозе, которая больше не существовала.
Бывший посол США в Москве Джордж Кеннан назвал расширение НАТО, начатое при Клинтоне, "трагической ошибкой”, а сенатор-демократ Дэниел Патрик Мойнихан заявил, что, говоря о расширении НАТО, "мы говорим о ядерной войне.”
Владимир Путин начал свой срок в 2001 году, продолжая тенденцию Горбачева и Ельцина к партнерству с США, когда он предложил Америке больше помощи в Афганистане, чем все союзники НАТО вместе взятые. Я вспоминаю, что в то время во время наших регулярных американо-российских форумов на Капитолийском холме один член Конгресса за другим хвалил господина Путина как "нашего человека в Кремле.”
Помимо расширения НАТО, от президентов Клинтона, Буша-младшего и Обамы в Москву пришла большая жирная нота "Спасибо” в виде бомбардировок Белграда, односторонней отмены договора по ПРО и крестового похода по продвижению демократии с целью свержения законно избранных правительств на постсоветском пространстве посредством "цветных” революций. В то же время мир стал свидетелем нападений на Ирак, Ливию, Сирию и "арабскую весну” в более широком смысле, причем каждое вмешательство оставляло кровавый след бесчисленных жертв, хаоса, разрухи, ненависти и раздоров. Конечно, все это делалось исключительно ради продвижения демократии и "западных ценностей”, но результатом стали не только полнейшая нищета и разруха в этих странах, но и огромный поток африканских и ближневосточных беженцев в Европу, не говоря уже о подъеме ИГИЛ – нового поколения террористов, которые легко посрамили "Аль – Каиду”.
На Украине нам также говорили, что свержение законного президента и вступление этой страны в ассоциацию с ЕС не имеет ничего общего с геополитикой, а является просто продвижением демократии и, конечно же, западных ценностей.
Однако неудобная реальность за мифом, проецируемым Вашингтоном, заключалась в том, что схема ассоциации с ЕС всегда была направлена не только на ослабление России путем разрыва ее исторических, семейных, религиозных и коммерческих связей с Украиной, но и на то, чтобы ввести Украину в НАТО через черный ход, поскольку в то время большинство украинцев не хотели, чтобы их страна присоединилась к этому блоку.
Ближе к дому продолжают накапливаться доказательства мистификации Russiagate, когда глава Национальной разведки Джон Рэтклифф раскрыл, что американские спецслужбы располагают информацией, "утверждающей, что кандидат в президенты США Хиллари Клинтон одобрила план кампании по разжиганию скандала против Дональда Трампа, связав его с Путиным и взломом Россией Национального комитета Демократической партии.”
Это была прямая попытка государственного переворота, которая могла и еще может привести нас к войне с крупнейшей ядерной державой.
Пути к миру
Остается очевидный вопрос: Есть ли что-то, что можно сделать, чтобы избежать надвигающейся катастрофы, и есть ли какие-то беспроигрышные проекты, которые могут принести пользу всем сторонам, когда мы проходим через надвигающийся шторм?
Президент Трамп постоянно повторяет, что позитивные отношения с Россией хороши для Америки, но до сих пор он не смог дополнить эти слова делами из-за сильного сопротивления со стороны глубинного государства или так называемого Вашингтонского болота из обеих партий. Возможно второй срок, не обремененный грузом Russiagate, мог бы дать ему свободу действий для продвижения своих идей, что было невозможно в течение предыдущих 4 лет.
Одним из важнейших направлений мирного сотрудничества является обширная неосвоенная Арктическая зона, которая уже привлекла партнеров со всего мира. Недавнее одобрение президентом Трампом железнодорожного проекта Аляска-Канада является отличным дополнением к российской программе расширения Полярного Шелкового пути на север. Что еще более важно, этот проект представляет собой разрыв с военными ястребами, которые стремились только распространить военную конфронтацию на северные границы России. Если его не саботировать, то этот проект еще больше приблизит к реальности долгожданный проект тоннеля через Берингов пролив, который уже одобрили Россия и Китай.
Еще одним шлюзом для российско-американского сотрудничества является международный транспортный коридор Север-Юг, протянувшийся от России через Кавказ до Ирана, а затем Индии, который все больше становится частью формирующегося Полярного Шелкового пути. Если США решат применить модель экономического развития, использованную для того, чтобы направить сербско-косовский конфликт к мирному разрешению, то возможности для создания новых зон развития в Армении и Азербайджане безграничны.
Пока мы этим занимаемся, почему бы США и России не начать предоставлять долгосрочные ядерно-энергетические проекты развивающемуся сектору? Россия уже стала основным экспортером развития ядерной энергетики в Африку, и в последние недели Трамп дал зеленый свет строительству ядерных реакторов для Южной Африки и Польши с помощью Международной Финансовой Корпорации развития, которая вполне могла бы стать основным инструментом глобального роста. Огромная потребность в опреснении воды на Ближнем Востоке, в Африке, Азии и на опустошенном засухой западном побережье самих США делает мирное применение ядерной энергии абсолютной необходимостью для 21 – го века.
Другие области сотрудничества, которые могли бы принести пользу всему миру, включают продовольственную и водную безопасность для многих стран, испытывающих проблемы с этими жизненно важными поставками.
В не столь отдаленном прошлом США и СССР также часто находились на грани ядерной войны, но Рональду Рейгану и Джорджу Бушу-старшему удалось превратить отношения между двумя крупнейшими ядерными державами из конфронтации в дружбу, а в некоторых случаях даже в партнерство. Если Трамп последует их идеям, мы все еще сможем избежать надвигающейся катастрофы и исправить ущерб, нанесенный его тремя предшественниками.
Те, у кого есть еще какие-то хорошие идеи, как спасти нашу планету, могут присоединиться к дискуссиям на эту тему, зарегистрировавшись на сайте www.RussiaHouse.org/wrf.php
Эдуард Лозанский-президент Американского университета в Москве. Его книга "Строительство мостов между США и Россией” доступна на Amazon. Мэтью Эрет-старший научный сотрудник Американского университета в Москве и соучредитель Фонда Rising Tide Foundation.