Андрей Смирнов
Голос Россиим
Глава российского МИД Сергей Лавров в воскресенье, 9 декабря, заявил, что встреча представителей двух стран состоится в ближайшее время. А 10 декабря готовность к диалогу подтвердили и в Тбилиси.
В Тбилиси разговоры о том, что неплохо бы возобновить диалог с Москвой, идут уже несколько месяцев. Бидзина Иванишвили, ставший премьером Грузии после победы его коалиции на недавних парламентских выборах, называет нормализацию отношений с Россией одной из своих первоочередных задач. А в начале декабря об этом же заявил вновь назначенный спецпредставитель премьер-министра по урегулированию отношений с Россией Зураб Абашидзе. Судя по всему, теперь от заявлений стороны решили перейти к конкретным действиям.
Что касается Москвы, то к переговорам с Тбилиси здесь готовы давно. Но только не с президентом Михаилом Саакашвили: ведь именно он развязал в 2008 году войну, после которой и прервались дипломатические отношения двух стран.
Фактически власть в Грузии сменилась после октябрьских выборов в парламент. Означает ли это, что теперь можно рассчитывать на серьезный прорыв в российско-грузинском диалоге? Пока, скорее всего, нет – ведь Саакашвили все еще грузинский президент, подчеркнул директор Института стран СНГ Константин Затулин:
"Мне уже грузинские СМИ задают вопрос: почему Россия не идет навстречу Грузии, где власть сменилась? Прежде всего, Саакашвили пока есть – и именно в сфере внешней политики играет большую роль. Вопрос будущего внешнеполитического курса Грузии вроде бы определен: в заявлениях Бидзины Иванишвили и его сторонников подчеркивалось, что основные положения ее сохраняются. Но и в этих условиях Иванишвили, надо отдать ему должное, пытается продемонстрировать готовность к некоему изменению климата взаимоотношений".
Что касается главной проблемы в отношениях Москвы и Тбилиси, то пока нет даже намеков на изменения в позициях сторон. Грузия по-прежнему не признает независимость Абхазии и Южной Осетии и провозглашает своей целью "восстановление территориальной целостности страны". В России же подчеркивают, что независимость Сухума и Цхинвала – свершившийся факт и обжалованию не подлежит.
Впрочем, это отнюдь не означает, что представителям Грузии и России при встрече не о чем будет поговорить, отметил эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов:
"Есть проблема отсутствия дипломатических отношений. Почти пять лет прошло после конфликта. И если стоять на рациональных позициях, то улучшение возможно. Например, вопрос об отказе властей в Грузии от русофобской политики, которую проводил Тбилиси в период Саакашвили. Есть вопросы, связанные с торгово-экономическим сотрудничеством, вопросы транспортного сообщения, гуманитарных связей".
Гуманитарные связи и экономика – как раз тот фундамент, на котором легче всего строить политические отношения. Тем более в этом случае, когда история таких связей уходит корнями даже не в десятилетия, а в века.
Сами политики, готовясь к встрече, уже называют ее важным шагом вперед. Но ситуацию оценивают трезво. В Тбилиси признают: сенсаций от переговоров ждать не стоит. Правда, возможности закинуть пару дипломатических удочек там не упустили: к примеру, по словам Зураба Абашидзе, "жестом доброй воли" со стороны Москвы стала бы отмена виз для грузинских граждан.
Спецпредставитель премьера Грузии предполагает, что неформальная встреча состоится "на полях" Женевских дискуссий по безопасности на Кавказе 11 или 12 декабря. А представлять российскую сторону, возможно, будет замглавы МИД Григорий Карасин. В России эти заявления пока не комментируют - выдерживают паузу.