Алексей Панкин
Главный редактор, журнал "Стратегии и практика издательского бизнеса”
Что общего у прокурора Кена МакДональда, предъявившего обвинение в убийстве Александра Литвиненко Андрею Луговому, адвоката Бена Эмерсона, представляющего интересы вдовы Марины Литвиненко, и адвоката Джессики Саймор, защищающей Лугового?
Все они партнеры юридической фирмы MatrixChambers. Одной из учредительниц этой конторы является Черри Бут, которая, в свою очередь, является супругой Тони Блэра, премьер-министра Великобритании в 2006 году. Именно он дал «антипутинский ход» более чем странному «делу Литвиненко», относительно какового до сих пор, шесть лет спустя, нет официального заключения, что смерть была насильственной.
Можно ли из этих совпадений сделать какой-то однозначный вывод? Конечно же, нет. Но если присмотреться к «делу Литвиненко» повнимательнее, то в нем найдется такое количество столь же пикантных обстоятельств, что в глазах британской общественности его легко развалить, как говорится, «до суда». Тем более что за «установление истины» в ходе нового раунда коронерского расследования власть хочет слупить со своего налогоплательщика почти семь миллионов долларов.
Увы, наша Родина не ищет простых и дешевых решений. Следственный комитет России изъявил желание стать заинтересованной стороной в коронерском расследовании. В практическом плане, считает Михаил Любимов, экс-разведчик, популярный писатель и б-а-а-льшой знаток Великобритании, это значит, что англичане сами будут решать, какой информацией с Россией делиться или не делиться, а по поводу каждого нашего отказа в предоставлении сведений в мировой прессе поднимется вой на тему «им есть что скрывать». А уж во что обходятся услуги адвоката уровня Джессики Саймор депутату Госдумы Андрею Луговому (сиречь, скорее всего, российскому налогоплательщику) противно даже думать.
С другой стороны, Россия еще легко отделалась. В ноябре казахские медиа сообщили, что Тони Блэр согласился продлить консультативный контракт с правительством Казахстана, правда, подняв его стоимость вдвое, до 16 миллионов долларов в год. Трудно представить, что может насоветовать Нурсултану Абишевичу Назарбаеву экс-премьер-министр Великобритании, занимавший этот пост с 1997 по 2007 год, то есть один из соавторов нынешнего мирового финансового кризиса. Скорее всего, он просто получает дань за то, что никаких систематических кампаний по поводу наступления «кровавого назарбаевского режима» на демократические права и свободы в Казахстане вы в западных СМИ днем с огнем не сыщете.
Как-то президент США Джордж Буш-младший, желая сделать приятное своему британскому подельнику по иракской авантюре, высказался он нем так: Блэр, мол, не американский пудель. Не мне судить, пудель или не пудель. Зато два наших братских государства - Россия и Казахстан - с достойным лучшего применения энтузиазмом прыгают туда-сюда через обруч в руках семейства Блэров.