Евгений Иванов
Russia Beyond the Headlines, The Ivanov Report, эксперт Американского Университета в Москве
Напомним, этот закон дает право США запрещать въезд в страну и арестовывать зарубежные счета и имущество российских должностных лиц, подозреваемых в причастности к нарушениям прав человека. Вопрос вот в чем: как так получилось, что начиная с 2009 года гражданин Великобритании Уильям Браудер совершенно беспрепятственно лоббировал в США законопроект, носящий имя гражданина России Сергея Магнитского? Почему России потребовалось без малого три года, чтобы отрядить в Вашингтон делегацию Совета Федерации, которая озвучила там всем известный факт: Браудер и Магнитский подозреваются в совершении серьезных финансовых преступлений? А когда наконец додумались прошлым летом, неужели кому-то было непонятно, что к этому моменту спонсоры «закона Магнитского» в конгрессе США уже настолько вложились в свое творение, что никакие аргументы не могли изменить их позицию?
Ответы на эти вопросы и просты, и не новы. В своей лоббистской деятельности Браудер опирался на помощь и поддержку многочисленных антироссийских организаций, в том числе и тех, что созданы представителями русской диаспоры в США. А вот пророссийского лобби, о необходимости которого так долго и много говорилось, в Америке как не было, так и нет. Да и Москва, по-видимому, считала ниже своего достоинства полемизировать с Браудером. Так что удивляться случившемуся нечего. И до тех пор пока положение вещей коренным образом не изменится - то есть пока Россия не начнет всерьез охранять и продвигать свои интересы в странах Запада, - принятия антироссийских актов типа «закона Магнитского» не избежать. И этот закон - только первая ласточка. А вот когда подобные ему вердикты дружно зашагают по странам Европейского союза - а именно к этому все и идет, - вот тогда российскому чиновному люду, привыкшему тратить время и деньги в странах Старого Света, мало уже не покажется.
А что касается «адекватного» ответа, то пусть вместо принятия «закона Димы Яковлева» Дума лучше запретит въезд в Россию спонсорам «закона Магнитского» в конгрессе США - 39 сенаторам и 81 члену палаты представителей. Просто так, чтоб впредь неповадно было.