Алексей Панкин
Алексей Панкин - главный редактор журнала "Стратегии и практика издательского бизнеса. WAN-IFRA-ГИПП Magazine".
«Как умный человек Гайдар осознал с годами весь ужас содеянного, и как истинный русский интеллигент спился и рано умер», - так знаменитый военный разведчик и экономист Виталий Шлыков охарактеризовал жизненную траекторию отца неолиберальной рыночной реформы, которая привела к превращению России из страны развитой в развивающуюся.
В те годы Шлыков и его соратник академик Юрий Ярёменко предлагали воспользоваться послевоенным опытом США. Страна, тратившая на оборону около 45% своего ВВП и поставившая под ружье 16 миллионов граждан, всего за два года после окончания Второй мировой войны провела демобилизацию и осуществила перевод экономики с военных на мирные рельсы, избежав безработицы и инфляции. Выбор Ельциным именно гайдаровской модели - одна из главных трагедий современной русской истории.
Вот почему с недоумением наблюдал я на прошлой неделе за тем, какой государственный размах был придан в Москве экономическому форуму, носящему имя эпического неудачника Егора Гайдара, более всего дивясь, что там говорилось о необходимости ускорить приватизацию. И поверьте, не один я такой.
Уже в этом месяце одна очень оппозиционная газета, рупор либеральных сил гайдаровско-чубайсовского толка, опубликовала две статьи серьезного российского юриста, политолога и оксфордского профессора Владимира Пастухова. Смысл их сводится к тому, что корень всех наших бед - от коррупции, до элементов авторитаризма в политической системе, до дискредитации либеральной идеи - кроется в воровской приватизации 1990-х годов. Пересмотр ее итогов и национализация - вот единственное, что способно возродить либерализм в России - утверждает автор.
В числе первых почин поддержал экономист Михаил Хазин, колумнист жестко консервативно-государственнически ориентированного общественно-политического еженедельника. Автор известен тем, что один из немногих в мире предсказал неизбежность нынешнего мирового финансового кризиса задолго до его наступления. Просто национализации мало, развивает он мысль Пастухова, нужны люстрации, то есть запрет на «любую государственную, преподавательскую, воспитательную работу для всех, кто был связан с приватизацией».
А вы говорите, что наши московские интеллектуалы не способны разработать привлекательную и понятную массам программу преобразований! Я уже представляю себе марши миллионов по всей стране под либерально-консервативными лозунгами пересмотра итогов приватизации и наказания виновных. Я лично присоединюсь к такому движению с требованием принять Закон «Шлейфера-Хея», по имени двух американских консультантов российских приватизаторов, уличенных в использовании инсайдерской информации с целью личного обогащения.
В Список «Шлейфера-Хея», то есть людей, которым будет запрещен въезд на территорию России, войдут не только те, кто консультировал молодых реформаторов, но и государственные и политические деятели Запада, в октябре 1993 года одобрившие расстрел Верховного Совета, пытавшегося помешать планам приватизаторов, а также иностранные наблюдатели, признавшие честными конституционный референдум 1993 года и президентские выборы 1996 года, фарсовый характер которых был очевиден невооруженным глазом.
Как вам такая перспектива на 2013-й год?