Глобальное непонимание: лучше говорить, чем молчать

Author: us-russia
Comments: 0
Глобальное непонимание: лучше говорить, чем молчать
Published 29-01-2013, 14:42

Евгения Новикова

Эксперт

Последние события в Ливии (убийство американского посла), Мали (попытка захвата власти экстремистскими группировками – филиалами «Аль-Каиды»), Алжире (захват нефтедобывающего комплекса джихадистами, пришедшими из Мали) явно свидетельствуют о серьезных ошибках европейцев и американцев в политике в регионе. Несмотря на это, Запад не понимает или делает вид, что не понимает, что события развиваются по сценарию, опасному для него самого.

Это очень ярко показала сегодняшняя дискуссия российских и германских политических экспертов по поводу ближневосточной повестки Мюнхенской конференции, которая состоится в конце текущей недели.

«В Сирии не удалось осуществить передачу власти мирным способом, растут жертвы среди мирного населения, конфликт переформатируется в международный, – так расценивает ситуацию Михаэль Людерс, заместитель председателя Фонда исследований Ближнего и Среднего Востока, консультант МИД ФРГ. – Союзниками сирийского правительства тем не менее остаются Иран и Россия». Он признает, что оппозиция в Сирии неоднородна, что «невозможно отрицать, что в ее рядах есть фундаменталисты, поддерживаемые "Аль-Каидой"». И тем не менее Запад на стороне этой оппозиции и утверждает, что Россия «дала сигнал» о том, что ее политика в отношении кризиса в Сирии меняется.    

Повод утверждать именно так дало недавнее заявление премьера России Дмитрия Медведева. Тот дал понять, что Россия не рассматривает сохранение президента Сирии Башара Асада на его посту как обязательное условие урегулирования. К тому же он сказал, что Асад сделал большое число фатальных ошибок. Такое заявление премьера, по словам Александра Рара, директора по исследовательской работе Германо-российского форума, не что иное, как «сигнал Западу» и «сигнал Асаду». Западу – о том, что позиция Москвы изменилась, Асаду – что поддержки больше не будет. Еще один позитивный сигнал Москвы Западу – поддержка операции Франции в Мали, уверен Рар: «Это большой плюс накануне конференции в Мюнхене».   

Напрасно российские эксперты пытались убедить собеседников. «Россия не связывала никогда идею урегулирования конфликта с сохранением режима Асада», – напомнил Дмитрий Данилов,  заведующий отделом европейской безопасности Института Европы РАН. А Вениамин Попов, руководитель Центра партнерства цивилизаций Института международных исследований МГИМО МИД РФ и бывший посол, напомнил, что все акценты урегулирования были расставлены на Женевской конференции 30 июля 2012 года, когда все внешние участники конфликта согласовали шаги по достижению мира. Тем не менее германские эксперты настаивают на своем: необходимо переубедить Россию и мотивировать ее отказаться от поддержки Асада.

Как заявил Михаэль Людерс, необходима международная конференция с участием США, России, Европы, где в рамках диалога стороны могли бы обсудить «учет взаимных интересов». «Россия опасается, что в Сирии после Асада придет к власти прозападный режим», – уверен он. Его коллега Вольфганг Рихтер, эксперт Фонда «Наука и политика», полковник запаса, убежден: «Необходимо, чтобы Россия, США, Европа сотрудничали вместе, требуя от Асада освободить путь к решению проблемы. Да, оппозиция неоднородна, в ней есть оппозиционеры и джихадисты. Посмотрим, будет ли после Асада борьба между группировками? В такой ситуации необходимо, чтобы не подавлялись религиозные меньшинства, чтобы прекратили поставки оружия…»  

Отметим при этом, что европейцы начисто игнорируют роль Саудовской Аравии и Катара, которые, как теперь уже известно всем, обеспечивали оружием и идейной поддержкой исламистов в Ливии, а теперь помогают тем же отрядам «Аль-Каиды» в Сирии. «Да, мы говорим Катару и Саудовской Аравии не поставлять оружие», – заявил «Эксперту Online» Вольфганг Рихтер, отвечая на вопрос, почему Европа не давит на эти страны с жесткими требованиями прекратить бурную деятельность в регионе. Очень беспомощный ответ, демонстрирующий полное непонимание ситуации и упорное стремление искать пути урегулирования в той плоскости, в которой его нет.

Вместе с тем, с точки зрения российских экспертов, некое осознание ситуации начинают проявлять США. Так, экс-госсекретарь Кондолиза Райс признала, что арабские кризисы стали «шоком» для ее страны. А нынешняя госсекретарьХиллари Клинтон признала, что ныне в Мали джихадисты воюют ливийским оружием. К тому же Вашингтон заявил о том, что в рядах сирийской оппозиции, действительно, воюют последователи «Аль-Каиды». Та осторожность, с которой США сейчас участвуют в малийской операции – это помощь в грузоперевозках французских подразделений и необходимого оборудования, – говорит о том, что США не только не хотят входить в расходы, но и опасаются возможной ответственности за будущую ситуацию в Мали. Это положительные симптомы, которые свидетельствуют о смене воззрений на ситуацию в регионе в целом.

Александр Рар, немецкий политолог, отметил, что в последнее время Запад «не очень охотно выслушивал позицию России по Ливии, Египту, Сирии. Между тем, возможно, с 2001 года мы находимся в состоянии Третьей мировой войны: вспыхивают конфликты, искаженный ислам разворачивает деятельность против Запада». И даже в Ливии, признает он, «обосновалась "Аль-Каида"». Ситуации в Сирии и Египте вышли из-под контроля. «Это все требует взаимодействия. Надо, чтобы Лавров и Керри в Мюнхене провели беседу за закрытыми дверями», – полагает Рар.

Дмитрий Данилов с ним согласен и предлагает смотреть на проблему шире: «Если конференция не объединит Россию, США и Европу по этим региональным конфликтам, то как рассматривать сотрудничество по Афганистану? Совпадут ли интересы и позиции этих игроков по афганскому урегулированию? Очевидно, что Мали – нынешняя площадка для перегруппировки глобального джихада. В каком направлении будет перегруппировываться джихад в следующий раз? Как ЕС будет формировать политику по Сирии в условиях отсутствия полного консенсуса в ЕС по этому вопросу? Нельзя не учитывать, что ошибки НАТО формируют на Ближнем Востоке и в Северной Африке антизападный фронт. В Мюнхене надо говорить о стратегической перспективе – нельзя позволять себе выпустить ситуацию из-под контроля».

Да, нас многое объединяет, утверждают германские эксперты: Афганистан, борьба с пиратством и джихадом, но русские также должны понять, что бывают такие ситуации, когда прежде политического решения требуется военное – «для стабилизации обстановки».

Русские же склонны к широкому жесту. Вениамин Попов уверен: «У нас так много общих глобальных проблем, требующих совместного решения, что в конце концов мы сможем прийти к общему знаменателю».

«В конце концов» – это не сейчас. А сейчас, по словам Данилова, требуется встреча представителей новых политических элит, чтобы сверить часы, посмотреть друг на друга и понять намерения и планы: «Лучше говорить, чем молчать».

Comments: 0