Эдуард Лозанский
Эдуард Лозанский - президент Американского университета в Москве, профессор факультета мировой политики МГУ
Вероятно, чтобы ни у кого не оставалось сомнений, что за многими акциями оппозиции действительно стоит Америка, в ее столице проходит слет с вполне ожидаемой повесткой дня: Обаме следует резко ужесточить свое отношение к путинскому режиму и использовать для этого более инновационные методы, так как перезагрузка провалилась и нужны свежие идеи.
Обаме, конечно, именно сейчас нужны такие советы. В то время, как он и его администрация находятся в отчаянном поиске новых идей для решения многочисленных внутренних и внешних проблем, российская оппозиция и ее американские друзья делают все возможное, чтобы список таких проблем значительно расширился. Слет начался 21 февраля с артподготовки в фонде Heritage, где активист оппозиции, журналист, а теперь еще и сотрудник Института современной России (его президент – сын Михаила Ходорковского Павел), Владимир Кара-Мурза внес свою скромную лепту в обсуждение рекомендаций президенту США. Среди них: скорейшее размещение систем противоракетной обороны в Европе, никаких сокращений военного бюджета, достижение полного превосходства всех космических, сухопутных, воздушных и морских сил США в Европе и Евразии. Необходимо заставить Россию покупать американское мясо и расширить военное и экономическое сотрудничество с ключевыми евразийскими странами: Украиной, Азербайджаном, Казахстаном и Узбекистаном (Грузию, похоже, сдали). Однако главное, разумеется, это поддержка российской оппозиции в борьбе за демократию и права человека.
Особенно Кара-Мурзе не понравилось, что, «в то время как тысячи москвичей собрались на Пушкинской площади, чтобы выразить свой протест против нечестных президентских выборов, Госдепартамент США тепло поздравил Владимира Путина с победой». Впрочем, основное действо ожидается 4 марта в Сенате США, где главную роль будет играть Freedom House, так что Путину там достанется по полной программе. От России пока заявлены Людмила Алексеева, Михаил Касьянов, Дмитрий Гудков и Лилия Шевцова, но возможно появление и других оппозиционеров. В преддверии слета были опубликованы программные статьи Freedom House и Лилии Шевцовой, так что особых сенсаций не ожидается, хотя кто знает?
Freedom House настаивает на значительной активизации финансовой и моральной поддержки российской оппозиции, а также на поиске более «инновационных путей политической либерализации России». Под инновационным подходом прямым текстом говорится о необходимости «бросить жесткий вызов не только России, но и различным авторитарным организациям, в которых она состоит, таким как Евразийский союз, ОДКБ, СНГ, ШОС и др.».
Те, кто следит за новостями из США, знают, что главная тема, обсуждаемая здесь сейчас, – это предстоящее секвестрование бюджета, в том числе и на социальные нужды. Однако, по мнению Freedom House, американские пенсионеры, здравоохранение и образование не столь важны, как помощь российской оппозиции, и потому эта статья бюджета должна не сокращаться, как другие, а, наоборот, расти. Выделенные жалкие 50 млн. долл. на продвижение демократии в России – это сущая мелочь для такой амбициозной программы. Особенно радует призыв Freedom House бросить вызов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), где одним из основных игроков является Китай, кстати, крупнейший кредитор США, которому американцы должны уже почти полтора триллиона долларов. Америке, таким образом, предлагают еще подзанять у Китая дополнительные средства для финансирования деятельности против самих кредиторов. Хотелось бы услышать реакцию китайских товарищей на такое предложение!
Однако еще более поразительны предложения, исходящие из самого центра Москвы – офиса российского отделения Фонда Карнеги на Пушкинской площади. Лилия Шевцова, ведущий научный сотрудник фонда, предлагает гораздо более радикальный подход – возврат к политике сдерживания путинской России. Никто не спорит, что российские демократические институты еще слишком слабы и страдают от многих недостатков, сопутствующих раннему этапу развития демократии, однако Россия не пытается распространять свою идеологию и угрожать чьей-то безопасности, как в свое время СССР.
Современная Россия – это прежде всего региональная держава без особых глобальных амбиций. Разумеется, у нее есть свои интересы, иногда не совпадающие с интересами США, но по самым важным вопросам, таким как, например, борьба с международным терроризмом, наркоторговлей, распространением оружия массового уничтожения, эти интересы полностью совпадают. Поэтому призывы к политике сдерживания России не только неуместны, но и опасны, так как превращают Россию из пусть недостаточно надежного партнера во врага. Не думаю, что Америке это нужно, но зарплату Шевцова получает именно отсюда.
Не совсем понятна позиция руководства Фонда Карнеги. Джим Коллинз, бывший посол США в Москве, а теперь директор российских программ фонда, его заместитель Мэтт Рожански, а также директор московского отделения этого фонда Дмитрий Тренин известны своим трезвым и прагматическим подходом к американо-российским отношениям. К их мнению стоило бы прислушиваться как Москве, так и Вашингтону. Понятно также, что сотрудники фонда обладают полной свободой выражения, но могут ли они при этом противоречить его стратегической линии? Если это не так, то можно ли предположить, что руководители фонда считают политику сдерживания России правильной и готовы предлагать ее Белому дому? С моей точки зрения, этот «слет» не только не поможет российской оппозиции, но и значительно навредит ей, так как практически подтвердит слова российского руководства о «руке Вашингтона» на ее пульсе. А денег вряд ли добавят, у нас уже самих долг подбирается к 17 трлн. долл., и не можем же мы постоянно занимать у коммунистического Китая на продвижение демократии в России. Возможно, оппозиции следует обратиться прямо в Пекин, у них и деньги есть, и без посредников всегда лучше.
Вашингтон