Эдуард Лозанский -
президент Американского Университета в Москве, профессор МГУ и Национального Исследовательского Ядерного Университета - МИФИ
Речь Трампа на инаугурации можно смело назвать исторической, так как он объявил о намерении практически полностью переформатировать внутреннюю и внешнюю политику США.
Если передать эту речь в предельно сжатом виде, то ее основные моменты — возвращение в страну промышленных предприятий и рабочих мест, отказ от экспорта американских ценностей, обещание покончить с радикальным исламским терроризмом и налаживание дружественных отношений со всеми государствами, которые в этом заинтересованы.
Как известно, десятки тысяч американских фабрик и заводов были перемещены в другие страны из-за наличия там более дешевой рабочей силы. Это позволяло корпорациям значительно увеличивать свои прибыли, но при этом терялись миллионы рабочих мест в самих США.
Экспорт демократии оказался не только весьма дорогостоящим для американских налогоплательщиков, но зачастую имел катастрофические последствия для тех стран, к которым технологии продвижения демократии применялись. Более того, именно эта политика привела к резкому усилению сил джихада, то есть международного террористического интернационала.
Трамп предлагает продвигать демократию не огнем и мечом или сменой неугодных режимов, как делали его предшественники в Белом доме в последние 25 лет, а показывая всему миру, каких успехов и процветания можно достичь на примере успешного американского опыта.
Наконец, Трамп заявил о желании сотрудничать со всеми странами для решения общих проблем на взаимовыгодной основе.
Россия в его речи прямо не упоминалась, но так как главную угрозу безопасности страны он видит в лице международного терроризма, то именно Россия может стать ключевым союзником Америки для борьбы с этим злом.
Казалось бы, идеи Трампа просты и логичны, но их осуществление сопряжено с колоссальными усилиями по преодолению сопротивления огромного количества групп специальных интересов, которых вполне устраивал прежний порядок и которые будут делать все возможное для противодействия его реформам.
Простое перечисление этих групп займет несколько страниц, но обычно их определяют одним емким словом — истеблишмент или, по более резкому, но меткому выражению Трампа, — «вашингтонское болото».
Трамп обещал «осушить» это «болото», которое кишит аллигаторами, и самые большие и злые из них — представители «американской версии покойной советской номенклатуры», которая сформировалась и построила свои карьеры не за одно десятилетие противостояния между Востоком и Западом, а также в период вооружения исламистов и «смены режимов» в Ираке, Ливии и Сирии. Чтобы сохранить свою власть, даже ценой войны с Россией, они стремятся «нейтрализовать» Трампа прежде, чем процесс осушения доберется до них.
Пока истеблишмент проиграл битву, но не войну, которая не прекратилась и после поражения Клинтон.
В конгрессе по идеологическим и финансовым соображениям Трампу будет противодействовать мощное лобби, так как многие члены конгресса получают деньги на свою избирательную кампанию от тех же корпораций, которые финансировали Хиллари.
Пресса в основном тоже принадлежит этим корпорациям, и потому почти весь американский мейнстрим агитировал за нее.
Мозговые центры, активно участвующие в формировании общественного мнения, в значительной степени существуют на средства из тех же источников и потому открыто призывают к дискредитации реформ, предлагаемых Трампом.
Не теряя ни минуты, прямо в день его инаугурации, Центр за американский прогресс, основанный тем самым Джоном Подестой, который был руководителем президентских компаний Барака Обамы (успешной) и Хиллари Клинтон (неудачной), развернул кампанию под названием «Сопротивляйся президенту Трампу».
Если зайти к ним на сайт, то можно обнаружить там критику не только Трампа, но и практически всех номинированных им членов будущего кабинета.
Таких инициатив будут десятки, если не сотни, в том числе исходящих из Европы, и потому возникает естественный вопрос: сможет ли в этих условиях Трамп воплотить свои идеи в жизнь?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны прежде всего спросить: почему 70-летний миллиардер с красавицей женой, дружной семьей и доступом ко всем мыслимым и немыслимым жизненным благам бросился в эту неравную битву для построения новой Америки в образе сверкающего замка на холме, о чем мечтали еще ее отцы-основатели?
Ответ знает только он, но очевидно, что Трамп со всеми своими положительными и отрицательными чертами одержим этой идеей и история знает примеры, когда таким неординарным личностям удавалось достичь своих амбициозных целей вопреки противодействиям элит.
Нам остается только надеяться, что Трампу это также удастся.