В своем выступлении по выходу Америки из ядерной сделки с Ираном и введению против него исключительно жестких санкций президент США Дональд Трамп упомянул Великобританию, Францию и Германию как страны, разделяющие его опасения о возможности изготовления иранцами ядерного оружия. Эти слова были произнесены им в расчете на то, чтобы позицию этих стран можно было интерпретировать если не как поддержку, то хотя бы как молчаливое согласие с его решением.
Однако не прошло и нескольких минут после завершения речи, как практически со всех концов света, включая и вышеупомянутые страны, посыпались сообщения, осуждающие этот рискованный шаг.
Одним из первых высказался французский президент Эммануль Макрон, выразивший по этому поводу большое сожаление и заявивший, что теперь весь режим нераспространения ядерного оружия в мире находится под угрозой. Естественно, после поистине королевского приема, недавно устроенного Макрону в Вашингтоне, такая критика будет воспринята американским президентом как черная неблагодарность.
Однако осудили решение США по выходу из ядерной сделки с Ираном не только ближайшие союзники Америки или, как следовало ожидать, Россия и Китай. Недовольны и демократы в конгрессе, и даже некоторые республиканцы, которые предпочитали другой исход.
Опросы общественного мнения среди американцев — также не в пользу Трампа. 67% граждан высказываются за сохранение договора, и лишь 29% — против.
Так или иначе, решение им принято. Что дальше?
Среди экспертов распространено мнение, что у Ирана теперь развязаны руки для возобновления работ по созданию ядерного оружия, а работа инспекторов МАГАТЭ будет прекращена. Отметим, что они осуществляли постоянный контроль за ядерными исследованиями Ирана и, согласно мониторингу, никаких нарушений ими до сих пор зафиксировано не было. Даже глава Пентагона Джеймс Маттис публично заявил, что у него нет претензий к работе инспекторов.
При этом предыдущий советник Белого дома по национальной безопасности Герберт Макмастер и экс-глава госдепа Рекс Тиллерсон также были осторожны и высказывались за сохранение ядерного договора с Ираном, однако заменившие их Джон Болтон и Майк Помпео однозначно поддерживают президента. Будучи одним из наиболее активных сторонников вторжения в Ирак 15 лет назад, Болтон тем самым подтвердил свою репутацию ястреба.
Решение Трампа серьезно скажется и на отношениях с КНДР. Подобный шаг главы Белого дома может затруднить его предстоящие переговоры с северокорейским лидером Ким Чен Ыном. Наблюдая в преддверии саммита, как легко американский президент выходит из соглашений, Ким несомненно задумается, стоит ли доверять Америке.
Наконец, самое важное здесь — то, насколько жесткую и скоординированную позицию теперь займут три европейские страны — участницы договора, а именно Великобритания, Франция и Германия. Рассчитывать на Совет Безопасности ООН, как показывает предыдущий опыт, практически бесполезно, поэтому именно эти три страны могут хотя бы попытаться повлиять на Трампа.
Как известно, в 2003 году Франция и Германия были против вторжения в Ирак, и в Америке против них была развернута широкая информационная кампания, однако дело ограничилось лишь словесной перепалкой.
Как они поступят в данном случае и как поведет себя Англия с ее «особыми» отношениями с США, предсказать трудно — здесь замешана не только геополитика, но и интересы крупнейших европейских кампаний, торгующих с Ираном.
Можно, конечно, с юмором относиться к обещанию министра иностранных дел Великобритании Бориса Джонсона номинировать Трампа на Нобелевскую премию мира, если тот согласится не отменять иранский договор, а начать переговоры по его улучшению. Но это лишь показывает, насколько слабы надежды на изменение позиции американского президента.
Не хотелось бы заканчивать на пессимистичной ноте, но, к сожалению, следует признать, что в настоящее время на Ближнем Востоке разгорается еще один глубокий кризис. И чем он может закончиться, а также то, какие последствия он несет в себе для других регионов мира, очень тяжело предсказать.
Эдуард Лозанский - президент Американского Университета в Москве, профессор МГУ и Национального Исследовательского Ядерного Университета - МИФИ, автор книги "Операция Эльба" о взаимодействии России и США в борьбе с международным терроризмом.