Published 6-03-2013, 08:23
Александра Самарина
Независимая газета
Вчера МВД обвинило главу фонда Hermitage Capital Уильяма Браудера в «стратегическом проникновении» в компанию «Газпром». Подсчитан ущерб, нанесенный бюджету страны, на сумму в 2,134 млрд. руб. Представитель фонда отрицает обвинения, прозвучавшие на фоне развернутой в прессе кампании по дискредитации Hermitage Capital. А в Следственном департаменте (СД) МВД газете рассказали, на чем основаны все последние обвинения против Браудера.
Очередная порция обвинений прозвучала из уст главы управления СД МВД по расследованию организованной преступной деятельности и коррупции Михаила Александрова. Он сообщил о попытке Браудера незаконно получить 131 млн. 574 тыс. 722 акции ОАО «Газпром» на общую сумму в 2,134 млрд. руб.
«Речь идет не только о личном обогащении в обход действующего законодательства, когда Браудер скупал акции «Газпрома», но и о попытках навязывания своих правил, попытках получить доступ к финансовой отчетности компании… Целями Браудера являлись стратегическое проникновение, дальнейшее влияние на газового монополиста РФ», – заявил Александров.
Постановление о привлечении главы Hermitage Capital к ответственности в качестве обвиняемого в уголовном деле уже вынесено, в ближайшие несколько дней ему будут предъявлены обвинения. Вчера Браудеру вручили повестку – через сотрудника российского посольства в Великобритании. «А голубиной почтой они не могли ее выслать?» – иронизирует в беседе с «НГ» представитель Hermitage Capital. Если Браудер откажет в общении российским следователям, то его объявят в международный розыск, сообщил вчера Александров. Он надеется «на активное сотрудничество с правоохранительными органами Великобритании, Евросоюза и США».
Представитель Hermitage сообщил «НГ», что законность владения акциями «Газпрома» через российские компании была подтверждена российскими регуляторами – Федеральной комиссией по ценным бумагам и самим «Газпромом» – и что попытка МВД спустя годы попытаться поставить это под сомнение задним числом совершенно незаконна: «Государство поддерживало владение акциями «Газпрома» через российские компании, поскольку таким образом получало дополнительно доходы в бюджет – в виде налога на прибыль в размере 24%. Так, 5,4 миллиарда рублей, украденные из бюджета преступной группой через налоговые инспекции №25 и 28, как раз были уплачены компаниями фонда Hermitage в виде налогов российскому государству при продаже акций «Газпрома». При этом чиновники, принимавшие участие в незаконном возврате налогов преступникам, и их семьи приобрели недвижимость в Дубае и до сих пор не понесли никакой ответственности, несмотря на десятки обращений Hermitage в российские правоохранительные органы».
Отсутствие обвинений следствия в адрес руководителя столичной налоговой инспекции № 28 Екатерины Степановой, организовавшей за сутки перевод выплаченных Браудером средств на счета трех подставных компаний, является самым уязвимым местом в действиях российского следствия. Источник «НГ» в Следственном департаменте МВД, занимавшийся «делом Сергея Магнитского», объясняет это обстоятельство тем, что не было доказательств преступления – вот и работала Степанова в Минобороны, а потом покинула страну.
Представитель Hermitage ответил и на обвинение Александрова, касающееся «навязывания определенных правил» «Газпрому»: «Мы, как ответственные акционеры, требовали прекратить воровство, поставить сделки с активами под контроль акционеров, вести эффективную и прозрачную политику в отношении затрат компании». Собеседник газеты отмечает, что некоторые предложения Браудера были реализованы: «Например, мы предлагали ввести контроль за такими сделками со стороны российского государства, которое являлось основным акционером, что и было сделано принятием Регламента согласования сделок с имуществом ОАО «Газпром». Представитель Hermitage уверен, что от этого выиграли все 500 тыс. акционеров «Газпрома». В подтверждение этого он приводит цитату из отчета Счетной палаты о деятельности «Газпрома»: «Решением совета директоров от 17.05.01 утвержден Регламент согласования сделок с имуществом ОАО «Газпром», его дочерних обществ и зависимых организаций в форме акций (долей участия, паев), затем взамен его решением совета директоров от 27.09.02 утвержден Порядок совершения сделок ОАО «Газпром», согласно которому согласованию с советом директоров ОАО «Газпром» подлежат следующие сделки: приобретение, отчуждение или обременение объектов основных средств общества, стоимость которых превышает 0,3% балансовой стоимости активов общества, определенной по данным бухгалтерской отчетности на последнюю дату…»
Источник в Следственном департаменте МВД на вопрос корреспондента – что незаконного содержится в действиях представителя Браудера в «Газпроме», ответил, что преступность всех этих действий проистекает из самого факта незаконности приобретения акций компанией, половину которой составляли инвалиды. Представитель Hermitage ответил на это следующим образом: «Насколько нам известно, в российском законодательстве отсутствуют какие-либо нормы, запрещающие или запрещавшие компаниям владеть акциями «Газпрома», если в них работали инвалиды, люди другого цвета кожи, расы, пола или возраста. Более того, такой подход напрямую запрещен Конституцией Российской Федерации».
Напомним: о появлении нового уголовного дела в отношении Hermitage Capital стало известно около месяца назад. «Речь может идти о мошеннических схемах накануне дефолта в России 1998 года, когда из Федерального резервного банка Нью-Йорка на счет Republic National Bank, принадлежащий компаньону Браудера Эдмонду Сафра, были переведены 4,8 миллиарда долларов, предназначенные для стабилизационных операций ЦБ России. Отследить эти деньги впоследствии не удалось, сам Сафра погиб в ходе пожара в Монако в 1999 году», – сообщал тогда источник РИА Новости.
Роль Магнитского в этом деле, подозревают следователи, не была второстепенной: именно он якобы разрабатывал схемы приобретения акций ОАО иностранными резидентами, что было запрещено законодательно. В частности, аудитор фонда якобы предложил покупать бумаги через специально созданные фирмы в российских регионах, а для финансового сопровождения открывать компании в офшорах. Впоследствии под руководством Магнитского якобы было создано более 20 подставных фирм, в том числе в Читинской области и Бурятии, отмечали источники в следствии. «После обысков в июле 2007 года в офисах Hermitage Браудер спешно выехал в Англию, оставив Магнитского разбираться с возникшими проблемами», – рассказывал источник агентства.
Новые обвинения в адрес Браудера прозвучали на фоне активной кампании в СМИ, ставшей органическим продолжением скандала с запретом американского усыновления. Сегодня вечером НТВ покажет сюжет с участием российских силовиков, чьи имена значатся в «Списке Магнитского». Они подробно расскажут, насколько несправедливыми считают обвинения в свой адрес. Создается впечатление, что власти, помимо основной цели, хотят несколько сгладить негативный эффект некрасивой концовки предыдущей кампании, ознаменовавшейся громкими антиамериканскими заявлениями и странными пропагандистскими акциями уполномоченного по правам ребенка в РФ Павла Астахова.