Дмитрий Варнавин
.
После недавних выборов в Грузии и тайно подготовленной поездки Михаила Саакашвили в Брюссель, очень напоминающей бегство, название книги молодой российской либералки Ларисы Бураковой «Почему у Грузии получилось» звучит, мягко говоря, двусмысленно. Тем не менее российским критикам Саакашвили не стоит злорадствовать по поводу поражения грузинского «реформатора». Дело в том, что учителя Бураковой проводят реформы… у нас, в России.
Вот выступает на радио «Эхо Москвы» Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики (ВШЭ) – главного учреждения-разработчика российских реформ в образовании, здравоохранении, да и в экономике в целом. Вот что он говорит: «Моя ученица Буракова написала книжку, которую я издал. Она называется «Почему у Грузии получилось»… Я бы сказал так, что из всех стран СНГ серьезные реформы провели три страны. Это Россия, Казахстан и Грузия… Но Грузия всем подала пример, как нужно действовать решительно».
НИЧЕМУ НЕ НАУЧИЛИСЬ, НО ВСЕ ЗАБЫЛИ
Увы, именно в последние годы, во многом благодаря ВШЭ, Россия вплотную приблизилась к Грузии по темпам реформ а-ля Саакашвили, то есть саморазрушения. Фактически приватизируется здравоохранение (в Грузии оно приватизировано почти на 100 процентов); частным становится и образование, а те учителя, что еще работают в государственных школах, вынуждены сдавать безумное количество отчетов, чтобы оправдать собственный скудный финансовый паек (в Грузии, кстати, большинство учителей во время летних каникул вообще не получают зарплату – мол, кто не работает, тот не ест). Повышение зарплаты учителей, если оно и случается, производится за счет сокращения педагогических кадров – тот же Тришкин кафтан делят на меньшее количество частей. И за всем этим – разработки коллег Ларисы Бураковой, наших славных либеральных экономистов, ездивших в Грузию за опытом.
Интересно, что думают они теперь, приглядываясь к нынешнему позору Саакашвили. (А разве это не позор, когда «президент-реформатор», выпустив на свободу 248 посаженных при нем заключенных – уж не пресловутых ли воров в законе? – фактически бежит в Бельгию, где умоляет защитить его от возможной посадки в тюрьму или иной мести «облагодетельствованных» им сограждан.) Ведь очевидно же, что 21 процент у «саакашвилиевского» кандидата в президенты, г-на Давида Бакрадзе – это именно крах, разгром, особенно если учесть ту рекламу «грузинского успеха», которая шла в десятилетний период правления Саакашвили не только в Грузии, но и во всем западном мире, и даже во вроде как ведшей с Саакашвили «пропагандистскую войну» России.
ГАЗЕТНЫЕ ФАНЫ МИШИКО
Впрочем, большая часть российских масс-медиа никогда с Саакашвили не воевала, сотни российских журналистов ему помогали и продолжают помогать. Павел Фельгенгауэр накануне войны 2008 года (очевидно, знал от «друга Миши», что тот замыслил наступление) предсказал в «Новой газете» поражение российской армии от более современных вооруженных сил Михаила Николозовича – с их приборами ночного видения и беспилотниками. Прогноз оказался такой же точности, как и прогнозы Фельгенгауэра накануне двух чеченских войн – с точностью до наоборот. Есть, впрочем, и проблески объективизма. Например, на «Эхо Москвы» многолетний почитатель Саакашвили и работник его развалившегося телеканала ПИК-ТВ Матвей Ганапольский даже сравнил патрона с большевиками, сокрушаясь, что тот не сумел пройти по тонкой кромке между реформами и большевизмом. Плохой знак: если Ганапольский обвиняет Саакашвили в большевизме – значит, приблизились последние времена.
БЕЙ ПРОФЕССИОНАЛОВ!
Впрочем, они и вправду приблизились. Маховик российских реформ а-ля Саакашвили уже запущен, и вряд ли найдется в России политическая сила, способная их остановить. Ведь в чем суть «саакашвилизма»? Кадровая суть саакашвилизма – в отстранении от управления во всех отраслях профессионалов и в замене их на двадцати-тридцатилетних «эффективных менеджеров», закончивших западные банковские вузы, но никогда не работавших во вверенных им отраслях. Более эффективного механизма разрушения никто пока не выдумал – «молодые волки» взрывают вверенные им отрасли с беспощадностью инопланетян: ведь они никогда в них не работали, а только слышали от своих преподавателей на Западе, что Советский Союз – это было что-то плохое и все созданное в нем никуда не годится.
Главное в «саакашвилизме» - все оценивать только по финансовым результатам. Получается абсурд и маразм (ведь у самых успешных российских отраслей цель – учить, лечить или воевать, а не добывать деньги!), но по цифрам это все выглядит вроде как неплохо, ВШЭ довольна. Приведем яркие примеры саакашвилизма в российской действительности. Вот российская армия разбила «финансово эффективную» грузинскую в 2008 году. Тем не менее реформа проводится не у побежденных, а у победителей. И поручается эта реформа не военному, а мебельщику Сердюкову. Результат известен. Жуткая эффективность при полной потере боеспособности. (Хотя что должна делать армия – побеждать или деньги приносить?) Вот врач Рошаль поссорился с финансистом Голиковой. Вот другой врач Онищенко столкнулся с «эффективной менеджеркой» Голодец. Победители в обоих случаях известны и предопределены – не по логике здравого смысла или хотя бы экономики, а по «реформаторской» логике Саакашвили.
РЕПРЕССИИ-2013: «НЕ ДАЛИ ИЗБРАТЬСЯ И ПРЯЧУТ ГЛАЗА»
При этом все западные масс-медиа, а вслед за ними и нищая грузинская пресса трубят о замедлении реформ в России и о победе в нашей стране неких враждебных Саакашвили ретроградов. Помилуйте, где вы видите не то что врагов, а хотя бы критиков Саакашвили? Из всего российского кабинета пару негативных слов в адрес Михаила Николозовича сказал когда-то в относительно далеком прошлом один премьер Дмитрий Медведев. И то только из-за того, что «политический труп» Саакашвили (в кои-то веки предсказание нашего премьера сбылось) испортил ему отпускной август 2008 года. Так наш премьер представил в интервью Russia Today несколько лет назад свою личную сторону августовской трагедии 2008 года. На фоне свернутой отпускной пижамы смерти солдат, конечно, меркнут.
Зато любители Саакашвили и фанаты бураковской книги «Почему у Грузии получилось» (не пора ли в это название вставить частицу «не»?) процветают. И прежде всего – процветает их дело. Большой ценитель грузинских нововведений и автор концепции нынешней реформы РАН Сергей Гуриев уехал во Францию, но его оттуда пытается лично залучить назад (с персональным заездом в Париж) не кто иной, как первый вице-премьер Российской Федерации Аркадий Дворкович. А задуманная им реформа по превращению РАН в «клуб ученых» – проводится, летит на всех парах по судьбам ученых очкариков, как когда-то прошлась по гуманитарным факультетам Тбилисского университета образовательная реформа Саакашвили. Другой видный реформатор, бывший зампред еще ельцинского Центрального банка Сергей Алексашенко (он говорил, что Саакашвили «преподал России урок демократии» и что «при нем Грузия вышла из категории неудавшихся государств») – так вот, этот реформатор тоже катапультировался в США. Тенденция, которая позволяет поближе присмотреться к этим вроде бы покидающим нас фигурам.
И на что же обиделись эти фаны Саакашвили? Гуриеву показалось, что его могут привлечь за экспертизу по делу Ходорковского, из которой следовало, что богатейший человек России 2000-го года приобрел свое состояние чуть ли не исключительно постом и молитвой. (По-моему, привлечь за такие утверждения можно только в комнату смеха.) А с Алексашенко еще смешнее – в интервью «Коммерсанту» он сказал, что российская власть «мягко подтолкнула» его к отъезду, когда «не позволила избраться в совет директоров «Аэрофлота». А либеральные члены правительства еще и «виновато прячут глаза»
НЕ МОГУТ, НО УПРАВЛЯЮТ
Во как! Всех бы так власть подталкивала к отъезду, если учесть, что в последние годы Алексашенко был еще и председателем совета директоров «Объединенной зерновой компании» (ОЗК) и главой аудиторского комитета совета директоров «Объединенной авиастроительной компании» (ОАК). При этом на знаменитом митинге на Болотной площади в декабре 2011 года оратор Алексашенко изобличал коррупцию и безобразия как раз… в государственных корпорациях! Это раньше ласковый телок двух маток сосал. Теперь либеральные телки, сосущие из России деньги, а порой и кровь, эту самую матку поливают грязью. Достаточно послушать выступления Алексашенко на «Эхе Москвы» и на всяких форумах, а также приглядеться к теме его будущих исследований в Джорджтаунском университете, где он по командировке (от ВШЭ – от кого же еще!) намерен обосноваться до середины 2014 года. В США за счет российского налогоплательщика г-н Алексашенко намерен осмыслять флуктуации международных финансовых рынков, а также «отсутствие верховенства права в России».
Да уж, итоги голосования в Грузии показывают: при хоть каком-то праве (пусть даже и без его верховенства), при минимум соревновательных выборах либералы, подобные Гуриеву и Алексашенко, ничем бы ни в России, ни в Грузии не управляли. Да и в России либералы не выиграли ни одних выборов с 1993 года вполне заслуженно. Но вот парадокс: выборов не выигрывают, а управлять – управляют. Боюсь, что этот парадокс продолжится и в Грузии: об этом говорит почти полная безнаказанность «реформаторов» Саакашвили. Например, автор бесчеловечного грузинского Трудового кодекса Каха Бендукидзе сейчас не в тюрьме, а в своем ректорском кабинете. (Представляете, сколько он всего успел разрушить до переезда в Тбилиси, будучи олигархом в России, о которой сразу начал говорить гадости, как только стал министром у Саакашвили).
Так что не радоваться нам надо вполне закономерному позору Саакашвили, а бояться его почти неизбежного повторения у нас. Ибо «саакашвилизм», уже проигравший исторически, по какой-то злой логике российской политики только начинает набирать у нас обороты. Перефразируя старый советский анекдот, ситуацию можно обрисовать по схеме вопрос-ответ: «Может ли Саакашвили управлять Россией? – Не может. Но управляет».