Эдуард Лозанский
Эдуард Лозанский, президент Американского Университета в Москве, профессор МГУ и Национального Исследовательского Ядерного Университета - МИФИ
Америка не использовала шанс интегрировать Россию в западные структуры
Те, кто был свидетелем или участвовал в процессе монументальных преобразований советского общества в конце 80-х и российского в начале 90-х, хорошо помнят эйфорию тех времен. Все, что сопутствовало жизни общества при тоталитарном коммунистическом режиме, уходило в прошлое, а граждане новой России стремились к вхождению в великую семью западной цивилизации, безусловным лидером которой являлась Америка.
Двадцать пять лет назад, в апреле 1989 года, я был организатором и участником знаменательной московской встречи весьма представительной американской делегации с «правой рукой» Горбачева и реальным автором политики перестройки и гласности Александром Яковлевым.
У нашей группы, в которую входили члены Конгресса США, бывшие советские диссиденты, международные эксперты с ярко выраженной антисоветской и антикоммунистической репутацией, были две цели. Первая – проверить, насколько перестройка и гласность являются реальной политикой Москвы, а не очередной потемкинской деревней для обмана наивного Запада. Вторая – помочь советским людям понять истинное значение ценностей великой западной цивилизации.
Эти ценности как тогда, так и сейчас воспринимаются как высшие проявления человеческих идеалов – прав человека, верховенства закона, демократии, свободы, рыночной экономики и многих других понятий, которые с ними ассоциируются. Уставшие от коммунистического ярма и сделавшие первые глотки свободы при Горбачеве россияне в подавляющем большинстве были готовы принять все эти ценности и ожидали, что именно Америка поможет воплотить их в жизнь.
То, что пришло в Россию на самом деле, было весьма далеко от упомянутых идеалов и мечтаний. Экономика страны пострадала гораздо больше, чем во время Второй мировой войны. Миллионы потеряли работу и сбережения. Свобода ведения бизнеса оказалось свободой рэкета и бандитизма, а проведенную приватизацию некоторые обозреватели окрестили как величайшее ограбление XX века.
Разумеется, нельзя во всем этом обвинять только Запад, но нельзя отрицать и то, что как приватизация, так и многие реформы проводились при непосредственном участии огромного количества западных, в основном американских, советников. В знаменитом докладе Конгресса США, опубликованном в сентябре 2000 года и озаглавленном «Дорога России к коррупции» (Russia's Road to Corruption), детально описывается роль администрации Клинтона, способствовавшей этой масштабной трагедии. Правда, вскоре этот доклад таинственно исчез с сайта Конгресса, но его легко найти по поисковым системам.
На вопрос, почему Америка, несмотря на желание большинства российских граждан, отказалась интегрировать Россию в западные экономические, политические и военные структуры, как она пытается сейчас это сделать с Украиной и Грузией, нет однозначного ответа.
Скорее всего Запад не был заинтересован в возрождении России в качестве мировой державы, а предпочитал ее видеть скорее как сырьевой придаток для своей экономики и рынок для экспорта товаров.
Однако произошло чудо, и Россия, подобно мифологической птице феникс, сумела возродиться и войти в пятерку ведущих экономик мира, а ценности западной цивилизации, вернее, методы ее распространения, стали подвергаться сомнению, причем не только в России, но и в других частях света.
Бомбежки Сербии, цветные революции, арабская весна, нападение на Ирак, Ливию и Сирию без мандата ООН, cотни тысяч жертв, миллионы беженцев, хаос, разруха, появление нового поколения террористов, по сравнению с которыми «Аль-Каида» чуть ли не пример умеренности, – все это, понятно, подрывает имидж Запада. В то же время события в Украине развеяли последние иллюзии о нем как гаранте высшей справедливости в мире.
Недавно Брюссель согласился наконец включить Россию в переговоры о трехстороннем экономическом сотрудничестве между ЕС, Россией и Украиной и отложить до начала 2016 года вступление в силу действий экономической ассоциации EС–Украина. В конечном счете произошло именно то, что предлагали Путин и Янукович, но что было отвергнуто Западом, поддержавшим военный переворот в Киеве, за которым последовала гражданская война с тысячами жертв, сотнями тысяч беженцев и колоссальной разрухой на юго-востоке Украины.
Понятно, что декларативные ценности западной цивилизации не утратили силу, впрочем, так же как и коммунистические лозунги о равноправии, справедливости, отсутствии эксплуатации и т.д. Однако в последнее время насильственное внедрение западных ценностей до боли напоминает аналогичные коммунистические методы, используемые советским режимом.
Впрочем, по всем опросам общественного мнения большинство американцев против вмешательства в дела других стран, не угрожающих безопасности США. Рейтинг Обамы катится вниз, а что касается Конгресса, который недавно так горячо приветствовал Порошенко, то уже в течение многих лет только 13% американцев оценивают его работу как удовлетворительную. Это означает, что у западной цивилизации и ее лидера США еще есть шанс вернуть себе уважение народов мира, но только если американский политический ландшафт способен трансформироваться и найти в себе силы кардинально пересмотреть внешнюю политику страны, осознав губительные ошибки администраций Клинтона, Буша и Обамы. Понятно, что шансы на это невелики, но ведь шансы на крушение коммунизма были и того меньше. Так что чудеса случаются.