Эдуард Лозанский
Эдуард Лозанский, президент Американского Университета в Москве, профессор МГУ и Национального Исследовательского Ядерного Университета - МИФИ
Пока политики, политологи и СМИ глубокомысленно обсуждают, наступила холодная война или нет, Конгресс США готовит общественное мнение к возможности уже войны горячей.
В последние несколько лет антироссийская риторика там звучит постоянно, но если раньше в основном речь шла о нарушении прав человека и удушении свободной прессы, то в текстах последних резолюций Палаты представителей H.S. Res. 758 и Сената S. 2277, градус накала страстей резко повысился. В данных резолюциях чуть ли не в каждом параграфе уже говорится о «российской агрессии» и о том, как с ней бороться.
В резолюции 758 перечислены 34 «преступления путинского режима». В их числе вторжение в Грузию и Украину, уничтожение малайзийского Boeing, усиление информационной пропаганды и подавление внутренней оппозиции. Названы 22 предлагаемых способа противодействия – от поставок летального вооружения Украине и развертывания систем противоракетной обороны в соседних с Россией государствах до увеличения бюджетов НАТО, «Голоса Америки» и Радио «Свобода». Разумеется, отдельной строкой идет поддержка российской оппозиции.
Эта резолюция, которую Рон Пол, бывший конгрессмен-республиканец, выдвигавший свою кандидатуру на президентских выборах, назвал худшей за всю историю страны, уже получила подавляющее одобрение конгрессменов. Против проголосовали только десять, по пять от каждой партии. Рон Пол и некоторые обозреватели назвали ее прямым призывом к войне с Россией. Действительно, даже в худшие времена конфронтации с СССР, а также накануне войн с Афганистаном, Ираком или Ливией риторика конгрессменов не содержала такого накала ненависти к этим странам и ее руководству.
Рону Полу вторит, причем в более резкой форме, еще один бывший член Конгресса демократ Деннис Кусинич: «Окружение России силами НАТО, поддержанный США переворот в Украине, попытки использовать договор об ассоциации с ЕС для вступления Украины в НАТО для приближения НАТО к границам России, а также военная доктрина, разрешающая нанести первыми ядерный удар, – все это попытки использовать силу вместо дипломатии».
Следует отметить, что резолюция 758 не носит обязательного характера, но практически дает президенту Обаме карт-бланш, или, как сказал Кусинич, зеленый свет, на применение военной силы в отношении России. Поэтому очень важно, хотя бы для истории, озвучить и сохранить имена американских «диссидентов» в Конгрессе – тех, кто осознает ее потенциально катастрофические последствия. Вот они: от Республиканской партии – Джастин Амаш, Джон Данкен, Уолтер Джонс, Томас Масси и Дана Рорарбахер и от Демократической – Джим Макдермот, Алан Грейсон, Алси Хастингс, Джордж Миллер и Бето О'Рурк.
Практически аналогичная сенатская резолюция уже была одобрена в комитете по международным делам, и нет никакого сомнения, что за нее проголосует подавляющее большинство сенаторов, причем не исключено, что единогласно, так как никакие «диссиденты» там пока себя не проявили.
На этом фоне следует отметить, что, пожалуй, никогда еще престиж Конгресса у граждан США не был так низок, как сейчас. Только 8% жителей страны одобряют его работу, и нет никакого сомнения, что подавляющее большинство американцев против войны с Россией, несмотря на небывалую антироссийскую истерию в СМИ, где первую скрипку играют когда-то респектабельные New York Times и Washington Post.
Роль общественного мнения в американской политике достаточно высока, поэтому вряд ли нобелевский лауреат мира Барак Обама решится на такую губительную авантюру, как война с Россией. Поэтому в данной непростой ситуации помимо дипломатии исключительно важную роль играют также прямые личные и виртуальные контакты между гражданами России и США. Народная дипломатия сейчас необходима не только для обсуждения узких профессиональных, но и политических проблем для большего понимания происходящих в мире процессов.