Эдуард Лозанский
Эдуард Лозанский, президент Американского Университета в Москве, профессор МГУ и Национального Исследовательского Ядерного Университета - МИФИ
Так случилось, что судьбы мира в настоящий момент решаются на Украине, причем самими украинцами в меньшей степени, а главным образом Америкой, Европейским Союзом и Россией, геополитические интересы которых столкнулись на ее пространстве. Все чаще в прессе и разговорах обывателей говорят о возможности Третьей Мировой Войны. Политики стараются успокоить своих граждан, но их громкие заявления лишь способствуют продвижению именно этого сценария.
Минское Соглашение 2, по крайней мере, дает хрупкую возможность отойти от военного противостояния, которое разрушило бы если не весь мир, то уж точно значительную часть северного полушария Земли. Однако у тех, кто рассматривает это соглашение, как победу Путина, особого желания подтолкнуть Украину к его исполнению нет. Поэтому
существует серьезная опасность, что продолжение там военных действий может перерасти в открытый конфликт между Россией и Западом.
К большому сожалению, сторонники «партии войны» в Вашингтоне и Брюсселе не осознают, что их политика полностью противоречит долгосрочным стратегическим интересам Запада, превращая такого потенциального важного союзника как Россию в опасного противника.
Так не должно было быть. После краха коммунизма и распада Советского Союза, российская элита и подавляющее большинство граждан были готовы стать частью западного мира. Президент Джордж Буш старший в 1990 году говорил о "полностью свободной Европе" и о "новой дуге безопасности от Ванкувера до Владивостока".
Да, нет никакого подписанного документа, подтверждающего его обещание Горбачеву не расширять НАТО на Восток, но есть много надежных и заслуживающих доверия свидетелей, которые предоставили убедительные доказательства, указывающие на нарушение Вашингтоном, по крайней мере, устных обязательств перед Москвой.
Согласно бывшему американскому послу в Москве Джеку Мэтлоку, который принимал участие в саммите Буша-Горбачева на Мальте в декабре 1989 года и в обсуждениях Шеварднадзе-Бейкера в феврале 1990, "все переговоры были в рамках генерального соглашения, что Советский Союз не будет противодействать объединению Германии, а США не будет "извлекать выгоду" из этого объединения. Я не думаю, что кто-то мог рассматривать последующее расширение НАТО, как что-то другое, нежели "извлечение выгоды", особенно потому, что новая Россия не была реальной угрозой Западу".
Есть и другие надежные свидетели этих исторических событий, например, тогдашний Госсекретарь Джеймс Бейкер, записи которого сохранились в Берлинских архивах и недавно были рассекречены.
В любом случае, нет сомнений, что именно Билл Клинтон и его администрация сделали резкий отход от сближения с Россией, в сторону глубокого разделения и опасной конфронтации.
Джордж Кеннан, один из самых выдающихся дипломатов США, в интервью Нью-Йорк Таймс сказал, что расширение НАТО это начало новой холодной войны. "Я думаю, что это трагическая ошибка. Для этого не было никаких оснований. Никто никому не угрожал. Это расширение заставило бы отцов-основателей перевернуться в своих гробах, " – сказал Кеннан.
19 американских сенаторов голосовали против законопроекта по расширению НАТО. Некоторые из них сказали, что расширение будет "подрывать миссию самообороны НАТО, противодействовать России, подвергать опасности российско-американские переговоры по поводу контроля над вооружениями и создавать новую разделительную линию - новый железный занавес - по всей Европе".
Нью-йорский сенатор – демократ Дэниел Патрик Мойнихен, предупредил, что расширение НАТО будет угрожать миру больше, чем новая холодная война. "Теперь мы уже говорим о ядерной войне", – сказал Мойнихен.
Джордж Буш младший продолжил расширение НАТО с одновременным развязыванием "цветных революций" на территориях бывших советских республик.
Однако нынешний, наиболее масштабный международный кризис возник из-за того, что Еропейский Союз, при поддержке США, решили разорвать многовековые исторические и экономические связи между Россией и Украиной, используя все те же лозунги о продвижении свободы, демократии и других западных ценностей.
Теперь уже очевидно, что украинский народ не выиграл от этой политики, но те, и с чьей помощью осуществлялся насильственный переворот в феврале 2014 года, меньше всего думали о нем. Так случилось, что в силу различных причин идеи одной части украинских граждан выражались лозунгами Майдана "Украина це Европа” или "Кто не скачет, тот Москаль”. Для другой значительной части страны, с учетом ее истории, демографии и географического расположения, более естественными, но озвученные не кричалками, а делом, по существу были скорее "Украина це Канада и Австрия”. Имеется в виду федеративное устройство Канады с ее двумя государственными языками и внеблоковый статус Австрии. Разумеется, при сохранении тесных экономических связей с Россией.
За это их подвергли бомбардировкам и арт обстрелам, убили и ранили десятки тысяч людей, разрушили инфраструктуру, перстали платить пенсии и социальные пособия, отключили газ, создав поток сотен тысяч беженцев.
Все это не только без единого слова осуждения Киева со стороны Запада, но и его безусловной моральной, политической, финансовой и военной поддержкой.
В результате, мир оказался на грани новой катастрофы, не исключено, что даже ядерной.
Можно вспомнить, что во время самых опасных периодов холодной войны, риски военной конфронтации были преодолены администрациями Эйзенхауэра, Кеннеди и Рейгана. Однако нет ни малейшего намека на такое осознание и ответственность среди сегодняшних руководителей США, ни у находящихся в Белом Доме демократов, ни среди оппозиционных республиканцев, которые пытаются превзойти друг друга, соревнуясь, кто является более воинствующим по отношению к России.
Сдедует отметить, что в Америке есть и значительная "партия мира”, куда входят люди с огромным опытом и дипломатическими навыками, такие как Генри Киссинджер, Джеймс Бейкер, Джек Мэтлок, Патрик Бьюкенен, Дэвид Стокман, Дана Рорабахер, Рон Пол и многие другие.
Их идеи разделяют все большее количество европейских лидеров, однако следует признать, что пока голоса разума явно в меньшинстве, так что вероятность катастрофы попрежнему достаточно велика.