Артём Жаров -
аспирант факультета политологии МГУ имени М. В. Ломоносова
«Мы не вмешиваемся во внутренние дела других стран»
Томас Джефферсон - третий президент
Соединённых Штатов Америки
Заявления президента США - Дональда Трампа, относительно отношений с Россией, в период предвыборной кампании и первые недели после её завершения, определённо, наталкивали на позитивные мысли о дальнейшем улучшении отношений между нашими странами.
Однако, тревожные обстоятельства, при которых 45-й президент Соединённых Штатов отпраздновал своё 71-летие, придают крайне негативный окрас всем, и без того не многим, потенциально возможным позитивным исходам развития отношений между Россией и США в долгосрочной перспективе.
Решение сената США об ужесточение антироссийских санкций может привести к ещё более сильному ухудшению отношений не только между Россией и Америкой, но и между Европой и США. Ведь помимо финансовых ограничений для американских компаний, возможное ужесточение санкций в нефтегазовой сфере может привести к нарушению принципа экстерриториальности, о чём незамедлительно было заявлено австрийским канцлером - Кристьяном Керном и министром иностранных дел Германии - Зигмаром Габриэлем, обеспокоенных возможным вмешательством во внутренние дела своих государств, хоть и со стороны союзников.
Анализируя мнения ведущих мировых экспертов в области Российско-Американских отношений: Эдуарда Лозанского, Джеймса Джетраса, Николая Злобина, Дэниэла МакАдамса ‑ можно выделить общий вектор в их оценке сложившейся за океаном ситуации. Все они сходятся во мнении, что Дональд Трамп, ни в коем случае, не должен идти на поводу у Конгресса США, чтобы, по мнению многих аналитиков, не допустить усиления кризиса и наступления неблагоприятных последствий в развитии внутренне и внешнеполитических отношений.
Было сложно усомниться в решительности Дональда Трампа, относительно выполнения данных им предвыборных обещаний, учитывая его богатейший опыт в сфере бизнеса. Однако, бизнес - не политика. Хотя бы, потому, что для достижения серьёзного успеха в бизнесе, можно обладать харизмой, незаурядными организаторскими, творческими и т.п. способностями, будучи при этом индивидуалистом и добиться серьёзных высот. Современный мир знает массу примеров: Стив Джобс, Илон Маск, Сергей Галицкий, Марк Цукерберг, Дональд Трамп (как бизнесмен) и многие другие. В свою очередь, для политика уровня Дональда Трампа, необходимо не только обладать вышеперечисленными качествами и заручиться поддержкой большинства избирателей, но и иметь достаточное количество надёжных союзников, как внутри страны, так и за её пределами, чего так не достаёт действующему президенту США на данном этапе его карьеры. Все его желания и стремления, хоть как-то наладить отношения с Россией, тут же находят крайне негативный отклик в среде так называемого истеблишмента и ведущих американских СМИ, которые, ведомые невидимой рукой политического рынка, орудующей с лёгкостью виртуозного умудрённого опытом пупенмейстера, с каждым днём, всё глубже и глубже, погружаются в состояние политического забвения. Хватит ли сил у Дональда Трампа противостоять столь изощрённому врагу?
Дать ответ на этот вопрос должен предстоящий саммит Большой двадцатки, запланированный на 7-8 июля в Гамбурге. Ведь именно на нём должна состояться столь долгожданная личная встреча открытого к диалогу Владимира Путина и Дональда Трампа, по результатам которой и станет понятно, получится ли у президента США объединить в себе качества прагматика-индивидуалиста, творческого человека, харизматичного лидера, гибкого и дальновидного политика. Сможет ли он, выжав ту квинтэссенцию из лучших качеств бизнесмена и политика, отстоять собственное мнение, которое было стержнем его предвыборной кампании, получится ли у него обзавестись надёжным союзником в лице президента России, перейдёт ли оппозиция внутри США на его сторону, будет ли найден выход из кризиса или же верх в этой борьбе одержат иные силы?
В любом случае, ждать осталось не долго. А нам ‑ следует надеяться на лучшее ‑ на торжество здравого смысла.
Подвести итог данного размышления, на наш взгляд, следует словами третьего президента США - Томаса Джефферсона, которые не потеряли своей актуальности с конца XVIII ‑ начала XIX вв.: «Я никогда не приводил свои взгляды в соответствие с символом веры какой бы то ни было партии, будь то религия, философия, политика или что-либо иное, о чем я в состоянии составить собственное мнение. Подобная пагубная склонность означает последнюю степень деградации свободного и высоконравственного государственного деятеля. Если бы я не мог попасть в рай иначе как в составе партии, я вовсе отказался бы от рая».
Артём Жаров - аспирант факультета политологии МГУ имени М. В. Ломоносова