Экс-госсекретарь США Хиллари Клинтон, отвечая на вопрос о «российском вмешательстве», провела параллель с терактами 11 сентября. По её словам, впервые Соединённые Штаты «подверглись нападению иностранного государства и ничего не сделали». Ранее бывший кандидат в президенты от Демократической партии неоднократно обвиняла в своём поражении на выборах Россию и лично Владимира Путина. По мнению экспертов, сравнение «вмешательства» с терактами неслучайно прозвучало перед промежуточными выборами в конгресс, а сама Клинтон таким образом стремится остаться на плаву.
Экс-госсекретарь США и бывший кандидат в президенты от Демократической партии Хиллари Клинтон сравнила «вмешательство России» в американские выборы с терактами 11 сентября 2001 года.
«Это первый раз, когда мы подверглись нападению иностранного государства и ничего не сделали. Это ужасный пример, но представьте, если бы после 11 сентября Джордж Буш — младший сказал: «Знаете, у меня нет времени беспокоиться об этом», — заявила она.
По словам Клинтон, именно «российское вмешательство» наряду с WikiLeaks и Cambridge Analytica помогло Республиканской партии и штабу Трампа повлиять на исход президентских выборов.
«И мы должны спросить, что на самом деле произошло», — отметила бывший госсекретарь.
Она добавила, что «доказательства продолжают накапливаться», однако прилагаемых усилий пока недостаточно. «Я могу только надеяться и молиться, что на промежуточных выборах мы не увидим повторения того, что произошло», — сказала Клинтон.
Напомним, команда спецпрокурора Роберта Мюллера ведёт расследование «российского вмешательства» в американские выборы 2016 года. Конгрессмены США планируют опубликовать более 50 стенограмм различных бесед и интервью, которые состоялись в рамках слушаний комитета по разведке. При этом в России неоднократно подчёркивали, что доказательств влияния Москвы на выборы Вашингтон до сих пор не представил.
По мнению главного научного сотрудника Института США и Канады РАН, доктора экономических наук Владимира Васильева, сравнение с событиями 11 сентября неслучайно прозвучало перед промежуточными выборами.
«Идёт борьба за конгресс. Упование на 9/11 — форма мобилизации электората Демократической партии. Этот призыв обращён к её сторонникам. В основном это относится к афроамериканцам, латиноамериканцам, которые традиционно на промежуточных выборах проявляют большую пассивность. Поэтому считается, что главный залог победы демократов — высокая явка», — обрисовал ситуацию эксперт в беседе с RT.
«Для Хиллари Клинтон события 8 ноября были большим ударом, — отметил президент Американского института в Москве Эдуард Лозанский. — Известно, что ближе к вечеру она решила отдохнуть, чтобы появиться в лучшем виде и объявить о своей победе американскому народу. После двух-трёх часов сна проснулась — и выяснилось, что она проиграла. Она до сих пор не может оправиться».
«Вмешательство Москвы» — одно из любимых оправданий Клинтон, когда речь идёт об исходе президентских выборов в США. В собственных мемуарах, которые поступили в продажу в 2017 году, она обвинила в своём поражении российского лидера Владимира Путина.
«У меня нет сомнений в том, что Путин хотел, чтобы я проиграла, а Трамп выиграл. И у меня нет сомнений, что у Трампа с его операциями с российскими деньгами целый клубок финансовых отношений с российской стороной. И у меня нет сомнений, что команда Трампа и другие его помощники очень постарались скрыть свои связи с русскими», — сказала Клинтон в интервью USA Today, посвящённом выходу книги.
Позднее она заявила, что Путин якобы испытывал к ней «личную неприязнь».
«Русские хотели помочь Трампу и навредить мне, а в более широком смысле — хотели избрать его и нанести мне поражение», — подчеркнула Клинтон. При этом никаких доказательств «вмешательства» она так и не привела.
Потеря актуальности
Объектами критики Клинтон в разное время также становились американские СМИ, Берни Сандерс и даже сами избиратели, а точнее — жители центральных штатов, которые выбрали Трампа. Тех же, кто голосовал за неё, экс-госсекретарь хвалила. «Я выиграла в оптимистичных, разнообразных, динамичных и двигающихся вперёд местах», — отмечала она.
Однако в Демократической партии вину за поражение в предвыборной гонке определённо возлагают на саму Клинтон. Об этом, в частности, говорит решение национального комитета Демпартии США ограничить полномочия суперделегатов — партийной элиты, которая в ходе праймериз оказывает серьёзное влияние на выбор кандидата на пост президента от демократов. Если ранее они могли голосовать за любого кандидата, то теперь обязаны учитывать волю избирателей на праймериз в своих штатах.
На праймериз в 2016 году подавляющее большинство суперделегатов — 519 из 712 — поддержали кандидатуру Клинтон. При этом разрыв по количеству голосов обычных партийных делегатов был куда меньше.
Из переписки, опубликованной на сайте WikiLeaks, стало известно, что национальный комитет Демпартии с самого начала отдавал явное предпочтение Хиллари Клинтон. Из материалов следовало, что руководство намеренно чинило препятствия Берни Сандерсу. Публикация спровоцировала серьёзный скандал, по итогам которого председатель НКДП Дебби Вассерман-Шульц была вынуждена подать в отставку.
По мнению Лозанского, Клинтон была осведомлена о том, что против Трампа «велась огромная работа по его демонизации с участием государственных структур, включая разведслужбы».
«Она понимала, что если это вскроется, то уже, возможно, будет угрожать уголовное дело. Всё это вместе привело, как мне кажется, к психологической травме... Понятно, что самое эффективное — перевести внимание на Россию и обвинить её в своём поражении. Это средство самозащиты. Пока оно работает, так как до сих пор никакой активности американского правосудия против неё (Клинтон. — RT) не происходит», — заключил Лозанский.
Васильев считает, что провокационными сравнениями «вмешательства» и терактов 11 сентября Клинтон пытается напомнить о себе.
«В Демократической партии идёт процесс обновления. Корпус кандидатов обновлён: это молодые люди, которые смотрят на таких, как Клинтон, как на вчерашний день. Она хочет остаться на плаву. Это перипетии американской внутриполитической борьбы», — пояснил Васильев.
При этом сама Клинтон, отвечая на вопрос о планах на будущее, не стала говорить о продолжении политической карьеры. По её словам, сейчас она увлечена работой над историческим фильмом о борьбе женщин за избирательное право.
Ответ Кавано
Очередные обвинения со стороны Клинтон во «вмешательстве» появились в интервью изданию The Atlantic, которое, как отмечается в материале, стало «первой публичной реакцией» экс-госсекретаря на слова кандидата на пост в Верховном суде Бретта Кавано.
Ранее в ходе слушаний в сенате Кавано заявил, что обвинения в сексуальных домогательствах в его адрес были «тщательно спланированной и организованной политической травлей, за которой стоят явная неприязнь к президенту Трампу и обида по поводу его победы на выборах 2016 года... месть со стороны четы Клинтон, а также миллионы долларов, вложенные (в эту кампанию. — RT) сторонними оппозиционными организациями левого толка».
Клинтон отметила, что «хорошенько посмеялась» над словами Кавано. При этом она полагает, что слова обвинительницы Кавано — профессора Кристин Форд — заслуживают доверия. Напомним, женщина утверждает, что в 1982 году именно он на одной из вечеринок завалил её на кровать и попытался раздеть. При этом Форд не помнит, где проходила вечеринка и кто ещё на ней присутствовал. Других свидетелей того инцидента нет.
«Почему кто-либо захочет поставить себя в такие обстоятельства, если он не считает, что у него есть важная информация для сената? Она посчитала, что это её гражданский долг», — объяснила Клинтон своё доверие к заявлениям Форд.
Интересно, что именно Кавано принимал активное участие в расследовании сексуального скандала вокруг Моники Левински и Билла Клинтона — экс-президента США и супруга Хиллари. Он работал помощником прокурора Кеннета Старра и стал одним из авторов доклада, в котором были описаны детали сексуальных отношений Клинтона и Левински. Этот документ был передан законодателям, а позже подробности личной жизни главы государства стали достоянием общественности.