Анатолий Карлин
Da Russophile
Этот вывод согласуется с ежегодными рейтингами американского Freedom House, в которых российские СМИ признаются «несвободными». А западные страны, разумеется, находятся на вершине этого списка. Но лично у меня, как у регулярного читателя СМИ по обе стороны информационного занавеса, давно складывается впечатление, что западная интеллигенция - включая и составителей этих рейтингов - часто считает, что «свободная» и «независимая» пресса в России есть только та, которая поддерживает их собственные идеи и предрассудки, и что при составлении рейтингов они опираются на мнение своих единомышленников.
Голоса «живущих не по лжи» журналистов в России действительно бывает, что и подавляются. Например, если говорить о недавних инцидентах, после президентских выборов «Коммерсант Власть» напечатал фотографию бюллетеня с непристойной надписью про Путина. Руководитель газеты тут же уволил ответственных.
Жестко? Может быть, но подобных примеров в изобилии и на Западе. За оскорбления в адрес недавнего кандидата в президенты США Митта Ромни, случайно попавшие в прямой эфир, был уволен Дэвид Челиэн из Yahoo News. А из американских журналистов, которых выгнали с работы за критику израильского государства, можно составить целый список: Сунни Халид, Хелен Томас, Октавия Наср и т. д. Были также уволены не один и не два, а несколько журналистов, которые ходили на антиправительственные митинги Occupy Wall Street.
Я не хочу идеализировать российскую прессу - у нее куча своих проблем. Например, писать о личной жизни Путина - это примерно такое же табу, как и критиковать Израиль в США. И ситуация с нераскрытыми убийствами журналистов намного хуже, чем на Западе. Правда, гораздо лучше, нежели в некоторых других общепризнанных демократиях, таких, как Бразилия, Мексика, Индия и Турция, которые в рейтингах свободы стоят значительно выше России.
Но и американцам есть чем «гордиться». Таких американских «диссидентов», как журналистку из Hearst Newspapers Хелен Томас и бывшего профессора Нормана Финкельштейна, не только увольняют, но и заносят в черные списки, которые мешают им не то что получить доступ к высокопоставленным лицам, но и вообще найти работу. А одновременно в «ненавистной Рашке» американская журналистка Маша Гессен может опубликовать книгу о Путине с заглавием «Человек без Лица» и удостоиться тем не менее личного интервью с президентом. А потом фактически демонизировать его в статье об этой встрече в журнале «Большой Город», после чего получить назначение на должность директора Русской службы Радио «Свобода» со штаб-квартирой почти у стен Кремля.
В каком-то смысле России действительно осталось еще шагать и шагать вверх по ступеням рейтинга свободы слова...