Алексей Панкин
Алексей Панкин - главный редактор журнала "Стратегии и практика издательского бизнеса. WAN-IFRA-ГИПП Magazine".
Минэкономразвития подрядило американский банк GoldmanSachs (GS) улучшать инвестиционный образ России в мире. При этом известии люди, радеющие о международной репутации нашей страны, уже даже не стонали от отчаяния, а гомерически хохотали.
«Наверное, они сами навязались на нашу голову, предложив работать 3 года за смешные 500 тысяч долларов, ведь никто больше дел с ними иметь не хочет», - выдвинул гипотезу журналист, вернувшийся с Мирового экономического форума в Давосе, где ряд общественных организаций присудил GS премию народных антипатий как «символу всех проблем современной экономики».
«GoldmanSachs должен был бы сам приплатить вам десяток миллионов долларов, поскольку господряд от России в первую очередь улучшает его собственный имидж», - написал бизнес консультант из Лондона.
«Нанимать GS для улучшения инвестиционного имиджа – это все равно, что использовать свинью в качестве дезодоранта для вашего дома», - сострил беззаветно отстаивающий честь и достоинство нашей Родины американский медианалитик и автор «КП» Уильям Данкерли.
Не буду вдаваться здесь в слагаемые репутации этого банка, который, как говорится в мотивирующей части упомянутой премии, «успешно зарабатывает на всем: на создании Еврозоны и ее развале, на финансовом кризисе, который сделал миллионы людей безработными». Расскажу историю, которой поделился со мной чиновник среднего звена. В начале 1990-х он занимался в госструктурах конверсией, то есть переводом оборонной промышленности на мирные рельсы.
- GoldmanSachs, который консультировал правительство молодых реформаторов, располагался тогда в здании на Старой площади, где раньше был ЦК КПСС, а теперь работает администрация президента. Весной 1992 года мы принесли им на рассмотрение планы, скорее даже идеи строительства цехов по производству бытовой техники на базе крупных оборонных предприятий. Ситуация в оборонке был отчаянная: их продукцию не покупали, рабочим не платили зарплату, оборудование растаскивалось, под угрозой была жизнь целых моногородов. На американцев мы тогда смотрели как на «рыцарей в белых одеждах», бескорыстно нам помогающих. Атмосфера на переговорах была доверительной, - рассказывает мой собеседник.
- Партнеры ответили,- продолжает он, - что наши планы их не устраивают. Вы, мол, сначала снесите эти предприятия, потом наши военные сделают фотографии из космоса, а потом мы профинансируем строительство на освободившихся площадках цехов, о которых вы говорите. И снова сфотографируем. А президент США Билл Клинтон покажет эти две фотографии конгрессу и сорвет аплодисменты…
К GoldmanSachs у меня никаких претензий. Как говорится: дают – бери, бьют - беги. Но очень бы хотелось понять, по каким соображениям наше правительство выбирает контрагентов для улучшения имиджа России в мире.
И еще: а не вернуться ли к высказанной мной недавно в «КП» идее Закона Шлейфера-Хея, по имени американских консультантов правительства молодых реформаторов, уличенных в использовании инсайдерской информации для личного обогащения? Не запретить ли всем, кто давал реформаторам советы, иметь деловые отношения с современной Россией?