Андрей Шитов
Российская газета
Как вы оцениваете объявленные кадровые перестановки? Усиливают ли они консолидацию "обамовцев" или, наоборот, ослабляют ее?
Джеймс Манн: Думаю, те основные принципы, о которых я писал в своей книге, остаются в силе. Что есть "команда в команде" - инсайдеры, входящие в ближний круг. Что внешняя политика формируется в Белом доме. И что люди, возглавляющие госдепартамент и министерство обороны, на самом деле не оказывают, на мой взгляд, серьезного воздействия на стратегию и процесс принятия решений в администрации. Разумеется, между Хиллари Клинтон и Джоном Керри есть определенные различия. Керри будет меньше выходить на первый план; это, конечно, не такая заметная фигура, как Клинтон.
Считается, что первую администрацию Обама составлял как "команду конкурентов", а теперь формирует "ватагу братьев". Вы согласны?
Джеймс Манн: Нет. По-моему, тезис о "команде конкурентов" был нарочно придуман, чтобы обосновать включение Хиллари Клинтон в состав администрации. Прикрылись, так сказать, броским лозунгом с литературным подтекстом ("Команда конкурентов" - название известной книги Дорис Кернс-Гудвин о "политическом гении" земляка и кумира Обамы Авраама Линкольна). Чтобы не оставлять ее в Сенате в качестве потенциального соперника среди демократов.
Как здесь у вас говорят, пригласили в свою палатку, чтобы не гадила снаружи?...
Джеймс Манн: Вот именно. Во всяком случае, пригласили не для выражения каких-то особых мнений, а по сугубо политическим соображениям. И ведь прекрасно сработало...
Что касается "ватаги братьев", в это я тоже не верю. Я не думаю, что Обама так уж близок к Керри или Хейгелу. Наверное, ближе всего к этой "братской" концепции назначение Джейка Лью на пост министра финансов США.
Но ведь Лью-то как раз скорее креатура Клинтонов...
Джеймс Манн: Да, конечно...
Если мы исходим из того, что поначалу президенту приходилось подбирать людей, не входивших в клинтоновскую орбиту, и именно так сформировалась команда "обамовцев", то Лью изначально выдвинулся при Клинтоне...
Джеймс Манн: Верно. Но первый срок президентства Обамы он отработал в нынешней "ватаге братьев". В Белом доме.
Хорошо. Госсекретарем Обама сначала хотел сделать Сюзан Райс, потом все же назначил Керри. Как вы понимаете всю эту драму? Может ли Керри войти в ближний круг в окружении Обамы?
Джеймс Манн: Я не думаю, что он лично близок к Обаме. Я еще до назначения говорил с одним бывшим сенатором, который в итоге оказался не прав, но тогда мне сказал: "Не думаю, что Керри получит эту должность. Потому что они друг друга недолюбливают". Конечно, никаких серьезных политических разногласий между ними нет. Но если Обама пытается создать образ людей нового поколения, действующих в изменившихся обстоятельствах, то Керри для этого неподходящая фигура.
И чем же он, по-вашему, будет заниматься?
Джеймс Манн: Хороший вопрос. Могу только попробовать угадать. Возможности формировать общую стратегию администрации у него не будет. В отношении Азии у него опыт вообще более чем скромный...
Не могу не спросить о России. В своей книге вы описываете, как та же Сюзан Райс пригласила в команду "обамовцев" Майкла Макфола. Уехав послом в Москву, он остался в обойме или выпал из нее?
Джеймс Манн: На самом деле я просто не знаю, какова сейчас его роль в администрации. Само собой понятно, что он остается крупной фигурой в решениях, касающихся политики в отношении России.
К кому Обама прислушивается вне своего ближнего круга? Скоукрофт, Киссинджер, Пауэлл? Правда, они все республиканцы...
Джеймс Манн: Ну, как раз их-то он всех слушает. По-моему, он прислушивается к влиятельным демократам наподобие Джона Подесты. Время от времени, думаю, прислушивается к Биллу Клинтону, хотя они и теперь не близки...
Я, конечно, имел в виду прежде всего вопросы внешней политики. Поэтому и упоминал людей типа Киссинджера. Его и у нас принимают...
Джеймс Манн: Разумеется. Всякому лестно пообщаться с таким человеком, как Киссинджер. К тому же он прекрасно умеет это делать - ездить за рубеж и создавать впечатление, будто он осведомлен о том, что делает и замышляет Белый дом. Но на самом деле никаких признаков реального влияния Киссинджера на нынешнюю администрацию я до сих пор не видел.